
АВТОМОБИ́ЛЬНАЯ ДОРО́ГА
-
Рубрика: Технологии и техника
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
АВТОМОБИ́ЛЬНАЯ ДОРО́ГА, комплекс инженерных сооружений, предназначенный для обеспечения удобного, непрерывного и безопасного движения автомобилей, а также др. видов колёсного транспорта. Для движения автомобилей первоначально использовались существовавшие гужевые дороги; с ростом интенсивности движения с 1920-х гг. началось строительство А. д. с асфальтовым покрытием. С ростом скоростей и грузоподъёмности автомобилей увеличились требования к прочности дорожных конструкций, их ровности для обеспечения плавности хода. При строительстве дорог начали соблюдать принципы ландшафтной архитектуры – гармоничное сочетание дороги с окружающим ландшафтом, вписывание дороги в рельеф местности, а также декоративное озеленение. По мере увеличения интенсивности движения элементы трассы А. д. стали проектировать с таким расчётом, чтобы не только обеспечить устойчивость автомобилей, но и создать у водителей оптимальную нервно-эмоциональную напряжённость, обеспечивающую их внимательность и длительную работоспособность.
А. д. разделяют по адм. принадлежности (федеральные, территориальные, ведомственные, частные); по доступу на них (общего пользования, платные); по функциональному назначению (международные, межгосударственные, магистральные, региональные, местные) и др. На А. д. общего пользования доступ автомобилей не ограничен, на платных – установлена плата, взимаемая с каждого автомобиля. А. д., соединяющие относительно удалённые друг от друга важные в экономич. и стратегич. отношении районы и пункты и обеспечивающие скоростное движение, называются магистральными (см. Автомагистраль).
Применяемая в разл. странах классификация А. д. определяется нац. традициями, политич. и социально-культурными особенностями, а также уровнем экономич. развития и технич. прогресса. В большинстве стран А. д. подразделяют на 5 категорий в соответствии с расчётной интенсивностью движения. Чем она выше, тем выше категория дороги и её технич. характеристики, в первую очередь расчётная скорость движения (скорость одиночного автомобиля при благоприятных условиях погоды, сухой и чистой проезжей части). Напр., в РФ для А. д. 1-й категории расчётная скорость движения составляет 150 км/ч, для 5-й категории – 60 км/ч. В конце 20 в. появилась тенденция к уменьшению макс. расчётной скорости, которая связана с движением плотных транспортных потоков, когда водители не в состоянии реализовать высокие скоростные характеристики автомобилей.
Осн. элементы, определяющие поперечный профиль двухполосной А. д. без разделит. полосы на проезжей части: земляное полотно (служит для размещения проезжей части А. д. и является грунтовым основанием для дорожной одежды), проезжая часть, обочины для временной остановки автомобилей; боковые канавы (кюветы) для отвода поверхностной воды от земляного полотна; обрезы дорожной полосы для размещения земляного полотна, пешеходных и велосипедных дорожек, зелёных насаждений, шумозащитных сооружений, линий связи, линейных зданий эксплуатац. служб и т. д. Расстояние между бровками условно называют шириной земляного полотна. В пределах проезжей части устраивают дорожную одежду с верхним слоем, называемым покрытием. Для быстрого отвода воды с проезжей части покрытию придают поперечный уклон в сторону от оси А. д. На поворотах с малыми радиусами сооружают виражи (односкатные уклоны покрытия к центру кривой). Для лучшей видимости границ проезжей части и укрепления краёв покрытия устраивают краевые полосы, которые имеют ту же конструкцию дорожной одежды, что и проезжая часть, и выделяются линией разметки. В местах прохода А. д. через водотоки, овраги, долины, ущелья, а также в местах пересечения её с др. путями сообщения строят искусств. сооружения – мосты, водопропускные трубы, путепроводы, виадуки, эстакады, тоннели и др.
Для обеспечения безопасности движения на А. д. применяют дорожные знаки и указатели, светофоры, ограждения, разметку, на А. д. с высокой интенсивностью движения устанавливаются осветительные приборы и др.
Основные направления технич. прогресса в строительстве А. д.: повышение транспортно-эксплуатац. качеств дорожных покрытий, внедрение более совершенных технологий строительства, повышение безопасности движения и защита окружающей среды, повышение надёжности сооружений на А. д., повышение уровня обслуживания проезжающих.