АЭРОФИНИШЁР
-
Рубрика: Технологии и техника
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
АЭРОФИНИШЁР, устройство для торможения самолёта при посадке на палубу авианесущего корабля. Осн. узлами А. являются расположенный под полётной палубой тормозной механизм и тросовая система, состоящая из 2 соединённых между собой тросов – приёмного и тормозного. Основой тормозного механизма обычно является гидроцилиндр, к плунжеру которого крепится подвижная обойма блоков полиспаста с кратностью до 20. Гидроцилиндр создаёт тормозное усилие, которое через тормозной трос, огибающий блоки полиспаста, передаётся совершающему посадку самолёту. Известны А., в которых тормозной трос наматывается на барабаны, оснащённые фрикционными или гидравлич. тормозами.
При посадке на палубу авианосца самолёт в момент касания палубы спец. крюком (под хвостовой частью фюзеляжа) захватывает приёмный трос (натянутый на выс. 80–150 мм над палубой) и вытягивает соединённый с ним осн. трос, преодолевая тормозное усилие гидроцилиндра, многократно увеличенное полиспастом, вплоть до полной остановки самолёта. А. способны останавливать самолёты массой до 30 т при посадочной скорости до 250 км/ч. Тормозной путь составляет ок. 100 м, время затормаживания 2–2,5 с, макс. отрицат. перегрузка при этом может достигать 4,5$g$ ($g≈$ 9,8 м/с2). Тормозное усилие автоматически регулируется селектором массы принимаемого самолёта, обеспечивающим независимость тормозного пути от массы совершающего посадку самолёта. Управление А. осуществляется с расположенного на палубе пульта управления. В целях повышения безопасности посадки на кораблях устанавливают неск. А. (обычно 4) с расстоянием между приёмными тросами 10–12 м.