МОТОЦИКЛЕ́ТНЫЙ СПОРТ
-
Рубрика: Спорт
-
Скопировать библиографическую ссылку:
МОТОЦИКЛЕ́ТНЫЙ СПОРТ, соревнования в искусстве управления и езде на мотоциклах по спец. трассам, дорогам и вне дорог; проводятся для каждого класса мотоциклов раздельно. М. с. объединяет: шоссейные кольцевые гонки по замкнутой трассе длиной св. 1,5 км; мотокросс – гонки на пересечённой местности по замкнутой кольцевой трассе длиной от 1,5 до 3 км; эндуро, или мотоциклетное многоборье, – многодневные соревнования (до 6 дней, с ночным отдыхом) по дорогам и бездорожью с соблюдением заданного графика движения и дополнит. скоростными гонками; трековые гонки (спидвей) по гаревой или ледяной дорожке стадиона; фристайл – заключается в исполнении акробатич. элементов; мотобол – командная игра спортсменов-мотоциклистов с мячом (диаметр 40 см) на футбольном поле, в составе команд по 5 чел., включая вратаря (без мотоцикла), продолжительность 3–4 периода по 20 мин каждый; триал – преодоление на мотоцикле природных или искусств. препятствий, среди которых различают 3 вида – индивидуальные, парные и прыжки в высоту. Проводятся также моторалли и др. состязания.
Первые соревнования с участием мотоциклистов прошли в 1895 по маршруту Париж – Бордо – Париж, т. н. гонка моторов. В 1907 состоялась первая шоссейно-кольцевая гонка в Великобритании, там же через год проведён первый мотокросс. В 1904 основана Междунар. федерация мотоциклетных клубов (ФИКМ; с 1949 Междунар. мотоциклетная федерация, ФИМ); на 1.1.2012 объединяет 107 членов (в т. ч. с 1956 Центр. автомотоклуб СССР; его правопреемница с 1992 – Мотоциклетная федерация России). Чемпионаты мира разыгрываются: по шоссейно-кольцевым гонкам (с 1949), мотокроссу (с 1957), по трековым гонкам (с 1949 гаревая и с 1966 ледяная дорожки).
В совр. М. с. самыми престижными считаются шоссейно-кольцевые чемпионаты мира в классах 125сс (см3), Moto2 (600сс) и MotoGP; формула проведения – серия из 18 этапов (в 14 странах в 2012): 4 этапа в Испании, 2 – в США, по одному – в Австралии, Великобритании, Германии, Италии, Катаре, Малайзии, Нидерландах, Португалии, Сан-Марино, Франции, Чехии, Японии. В сильнейшем премьер-классе в состязаниях участвуют представители 8 команд (не более 4 гонщиков от каждой), в т. ч. наиболее успешно выступают в классе 125сс представители команд «Yamaha», «Honda», «Ducati», «Suzuki»; в классе 250сс – «Aprisla», «Honda», КТМ. В 2009 и 2010 в чемпионатах мира участвовал рос. мотогонщик В. Леонов. В 2008 состоялась первая в истории чемпионатов мира ночная гонка (Гран-при Катара), с 2009 у всех команд один производитель шин – фирма «Bridgestone».
Многократными чемпионами мира в шоссейно-кольцевых мотогонках в предыдущие годы становились (в разл. классах): Дж. Агостини (Италия) – 15 раз; А. Ньето (Испания) – 13; М. Хейлвуд (Великобритания), К. Уббиали и В. Росси (оба – Италия) – по 9; Дж. Сертис, Ф. Рид (оба – Великобритания) – по 7 раз и др.
В России первая офиц. мотогонка состоялась в 1898 (близ С.-Петербурга), в нач. 20 в. были популярны мотогонки по маршруту С.-Петербург – Москва. В СССР первые всесоюзные соревнования по М. с. (ипподромные гонки) состоялись в 1924. С созданием отеч. мотостроения в 1-й пол. 1930-х гг. М. с. стал культивироваться во всех союзных республиках. Становление отеч. М. с. связано с именами В. П. Чкалова, организатора Московского автомотоклуба Ф. В. Борисова, известных мотогонщиков П. П. Воротилкина, Е. И. Грингаута, Н. И. Закревского, А. И. Иваненко, В. И. Карнеева, А. Н. Силкина, А. В. Чигорина, Н. Н. Шумилкина и др. В 1950–60-х гг. М. с. получил массовое развитие благодаря серийному выпуску отеч. мотоциклов, в т. ч. спортивных машин; ежегодно разыгрывались первенства СССР, союзных республик и др. Многократными чемпионами СССР по М. с. были засл. мастера спорта СССР Е. С. Косматов, И. Я. Озолина, Н. П. Севастьянов, Н. П. Соколов, В. С. Пылаев и др. С 1956 сов. спортсмены начали регулярно участвовать в междунар. соревнованиях по М. с. В 1960 создана Федерация автомотоспорта СССР, в 1962 – Федерация мотоспорта СССР. В 1973 действовали автомотоклубы ДОСААФ и ок. 4,5 тыс. мотосекций в спортивно-технич. клубах и коллективах физкультуры добровольных спортивных обществ, в которых занималось ок. 350 тыс. чел., в т. ч. св. 2 тыс. мастеров спорта. Первые успехи отеч. М. с.: в 1965 В. М. Арбеков выиграл многоэтапный чемпионат мира по мотокроссу; в 1968 команда СССР – Кросс наций; в 1967, 1969, 1971, 1973 сов. мотоболисты были чемпионами Европы, Г. Ф. Кадыров – 6-кратный чемпион мира (в 1966–73) в гонках по ледяной дорожке.
В 1990–2000-х гг. в России проводились состязания по всем осн. видам М. с. Наиболее известный рос. клуб в шоссейно-кольцевых гонках – «Veсtor Racing Team» (основан в 2004), который дважды выигрывал чемпионат России и неоднократно становился призёром европ. первенства (IDM).
С кон. 1980-х гг. в Москве проводятся соревнования по супермотокроссу – одной из самых экстремальных дисциплин М. с., где дистанция состоит из многочисл. препятствий и трамплинов; с 2007 также в Москве проходит европ. этап Мировой серии. Ежегодно проходят чемпионаты России и разыгрывается кубок страны по мотоболу. Сборные команды Кирова и Москвы участвуют в междунар. соревнованиях по триалу. Одним из самых популярных состязаний М. с. традиционно остаются мотогонки по ледяной или гаревой дорожке.