ВОЗДУХОПЛА́ВАТЕЛЬНЫЙ СПОРТ
-
Рубрика: Спорт
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ВОЗДУХОПЛА́ВАТЕЛЬНЫЙ СПОРТ, вид спорта, объединяющий полёты на разл. аэростатах (воздушных шарах, стратостатах, дирижаблях и т. п.) с установлением рекордных результатов – на дальность, высоту и продолжительность.
Началом спортивного воздухоплавания считается основание Об-ва возд. навигации в 1874 во Франции; первое соревнование в 1906 организовано амер. газетным магнатом Г. Беннетом (на протяжении столетия – самое представительное в мире). В кон. 19 – нач. 20 вв. организовывались аэроклубы, объединявшие спортсменов-воздухоплавателей, среди которых Имп. Всерос. аэроклуб (1908) в С.-Петербурге. Зарегистрированы всероссийские рекорды по продолжительности, высоте и дальности полёта: в 1910 С. И. Одинцов был в полёте 40 ч 3 мин, в том же году В. В. Кузнецов и Н. А. Рынин поднялись на выс. 6400 м и пролетели 1500 км. Мировые рекорды установили нем. пилоты в 1914: по дальности полёта – 3052,7 км (8–10 февр.) и по его продолжительности – 87 ч (13–17 февр.).
В 1920–30-е гг. проходили нац. и междунар. соревнования на свободных аэростатах. В 1932 впервые состоялось покорение стратосферы – бельг. проф. О. Пиккар поднялся на выс. 16 370 м. 30.9.1933 на выс. 19 км поднялся стратостат «СССР-1» (воздухоплаватели – Г. А. Прокофьев, К. Д. Годунов, Э. К. Бирнбаум). При покорении выс. 22 км через год погибли П. Ф. Федосеенко, А. Б. Васенко и И. Д. Усыскин. Рекорды продолжительности полёта на газовых аэростатах разл. модификации установили Ф. Бурлуцкий – 61 ч 30 мин (1939) и С. Зиновеев – 46 ч 10 мин (1941); остаются непревзойдёнными и на нач. 2006. В 1950-е гг. в США и Зап. Европе возобновились спортивные полёты на свободных аэростатах, наполняемых водородом (гелием), а с 1960-х гг. – наполняемых тёплым воздухом. Спортивные полёты на дальние расстояния с экипажем проводились на аэростатах с плёночными оболочками с использованием техники, разработанной при создании автоматич. аэростатов. С 1973 проводятся чемпионаты мира по В. с. В 1978 на пилотируемом свободном аэростате «Дабл Игл II» («Double Eagle II») с упрочнённой плёночной оболочкой амер. воздухоплаватели М. Андерсон, Б. Абруццо и Л. Ньюмен пересекли Тихий ок., установив при этом рекорд продолжительности полёта (137 ч 5 мин 50 с). Одно из наиболее выдающихся достижений – полёт Б. Пиккара и Б. Джонса в 1999 (1–20 мая), когда они преодолели расстояние, превышающее длину земного экватора, стартовав в Швейцарии и пролетев над Средиземным м., Сев. Африкой, Ближним Востоком, Индией, Китаем, перелетев Тихий ок., Мексику, Атлантику и совершив посадку в Египте. В 2002 амер. миллионер С. Фоссетт с 6-й попытки облетел земной шар; на возд. шаре «Дух свободы» он стартовал в Австралии (19 июня) и приземлился там же (2 июля).
В дек. 1989 была создана Федерация воздухоплавания СССР, правопреемницей которой стала Федерация воздухоплавания России (с янв. 1992 коллективный чл. Нац. аэроклуба России, а с февр. 2001 коллективный чл. Федерации авиац. спорта России). Она представляет пилотов-аэронавтов России в аэростатной комиссии Междунар. авиац. федерации (CIA FAI) – высшем органе, объединяющем воздухоплавателей мира. Регулярно проводятся чемпионаты России по воздухоплаванию на тепловых аэростатах, изготавливаются отеч. тепловые аэростаты разл. классов. С 1993 проводятся чемпионаты России по В. с. (с 1996 в г. Великие Луки).
Популяризации и развитию В. с. в России способствуют проведение традиционных Междунар. воздухоплавательных фестивалей на Сев. Кавказе, в Калуге и Москве (к Дню города), частые полёты единственного в стране теплового дирижабля «Балтика», приобретённого одноим. пивоваренной компанией в Великобритании (2000, у мирового лидера по произ-ву аэростатич. летательных аппаратов фирмы «Cameron Balloons»). Дирижабль участвовал во многих международных фестивалях, включая Фиесту воздушных шаров в швейц. курортном городе Шато-Дэ (2000) и ежегодную Фиесту воздушных шаров в Оксфорде (2003), а также в праздновании 300-летия С.-Петербурга.
Среди наиболее известных рос. клубов воздухоплавания – «Авгур», «Авиатрон», «Аэронатц», «Интеравиа-Сервис». Спец. центр подготовки пилотов расположен в Великих Луках. Всего в России ок. 150 проф. пилотов, в т. ч. 4 женщины.