Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

БЕ́РГЕР

  • рубрика

    Рубрика: Социология

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 3. Москва, 2005, стр. 342

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Е. Д. Руткевич

БЕ́РГЕР (Berger) Пи­тер Люд­виг (р. 17.3.1929, Ве­на), амер. со­цио­лог ре­ли­гии, свет­ский лю­те­ран­ский тео­лог. Окон­чил Ваг­не­ров­ский кол­ледж (Нью-Йорк, 1949); Но­вую шко­лу со­ци­аль­ных ис­сле­до­ва­ний (Нью-Йорк, 1950), д-р фи­ло­со­фии там же (1954). Пре­по­да­вал социо­ло­гию в жен­ском кол­лед­же ун-та Сев. Ка­ро­ли­ны (195658), в Харт­форд­ской тео­ло­гич. се­ми­на­рии (195863), Но­вой шко­ле со­ци­аль­ных ис­сле­до­ва­ний (19631970), Брук­лин­ском кол­лед­же Нью-Йор­ка (196669), в ун-тах Рут­гер­са, Нью-Джер­си и др. С 1981 проф. со­цио­ло­гии и тео­ло­гии Бос­тон­ско­го ун-та. В 19852003 ди­рек­тор Ин-та изу­че­ния эко­но­мич. куль­ту­ры Бос­тон­ско­го ун-та (ISEC), пре­об­ра­зо­ван­но­го в 2003 в Ин-т куль­ту­ры, ре­ли­гии и ми­ро­вых про­блем (СURA). В 196667 пре­зи­дент Об-ва на­уч. изу­че­ния ре­ли­гии. На­гра­ж­дён австр. пра­ви­тель­ст­вом пре­ми­ей (Mannes Sperber Pri­ze) за зна­чит. вклад в раз­ви­тие куль­ту­ры (1992).

Б. – пред­ста­ви­тель фе­но­ме­но­ло­гич. со­цио­ло­гии зна­ния и со­цио­ло­гии ре­ли­гии. Ме­то­до­ло­гич. ос­но­вой его ис­сле­до­ва­ний ре­ли­гии яв­ля­ет­ся тео­рия со­ци­аль­но­го кон­ст­руи­ро­ва­ния ре­аль­но­сти. Осн. ин­те­рес Б. – взаи­мо­связь «куль­ту­ры» (гл. обр. ре­ли­гии, ве­ро­ва­ний, цен­но­стей) и эко­но­мич. раз­ви­тия в разл. час­тях зем­но­го ша­ра. По­след­ние про­екты Б., но­ся­щие ха­рак­тер кросс-куль­тур­ных ис­сле­до­ва­ний, по­свя­ще­ны та­ким про­бле­мам, как ре­ли­гия в гло­ба­ли­зи­ру­ю­щем­ся ми­ре; её влия­ние на эко­но­мич. по­ве­де­ние и раз­ви­тие; со­от­но­ше­ние ка­пи­та­лиз­ма и де­мо­кра­тии, ры­ноч­ной эко­но­ми­ки и ин­ди­ви­дуа­лиз­ма. Со­глас­но Б., ре­ли­гия в нач. 21 в. при­об­ре­та­ет всё боль­шее зна­че­ние, а те­зис се­ку­ля­ри­за­ции оп­ро­вер­га­ет­ся эм­пи­рич. дан­ны­ми по мн. стра­нам. Но есть два ис­клю­че­ния, где те­зис се­ку­ля­ри­за­ции про­дол­жа­ет «ра­бо­тать»: во-пер­вых, это Зап. и Центр. Ев­ро­па; во-вто­рых, «се­ку­ляр­ный ин­тер­на­цио­нал», в со­став ко­то­ро­го вхо­дят ин­тел­лек­туа­лы-гу­ма­ни­та­рии всех стран.

Coч.: The sacred canopy; elements of a sо­cio­logical theory of religion. N. Y., 1967; Facing up to modernity: excursions in society, politics and religion. N. Y., 1977; The heretical imperative. N. Y., 1979; The capitalist revolution. N. Y., 1986; A far glory. The quest for faith in the age of credulity. N. Y.; Toronto, 1992; Modernität, Pluralismus und Sinnkrise. Gött., 1995 (mit T. Lukman); Со­ци­аль­ное кон­ст­руи­ро­ва­ние ре­аль­но­сти. М., 1995 (совм. с Т. Лук­ма­ном); Ре­ли­ги­оз­ный опыт и тра­ди­ция // Ре­ли­гия и об­ще­ст­во. М., 1996; Questions of faith: a sceptical affirmation of Christianity. Oxf., 2003; Мно­го­ли­кая гло­ба­ли­за­ция: куль­тур­ное раз­но­об­ра­зие в со­вре­мен­ном ми­ре. М., 2004 (совм. с C. Хан­тинг­то­ном).

Лит.: Рут­ке­вич Е. Д. Фе­но­ме­но­ло­ги­че­ская со­цио­ло­гия зна­ния. М., 1993.

Вернуться к началу