Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ГОБИНО́

  • рубрика

    Рубрика: Социология

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 7. Москва, 2007, стр. 282

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. Б. Гофман

ГОБИНО́ (Gobineau) Жо­зеф Ар­тюр де (14.7.1816, Виль-д’Авре – 13.10.1882, Ту­рин), граф, франц. со­ци­аль­ный фи­ло­соф, ис­то­рик-ори­ен­та­лист, пи­са­тель и ди­пло­мат. Бле­стя­щее зна­ние язы­ков, ис­то­рии и вос­точ­ной куль­ту­ры по­зво­ли­ло ему сде­лать ди­пло­ма­тич. карь­е­ру, ко­то­рая на­ча­лась в 1849, в пе­ри­од крат­ко­го пре­бы­ва­ния на по­сту мин. ин. дел А. де То­к­ви­ля. В те­че­ние 25 лет был пер­вым сек­ре­та­рём или гла­вой франц. ди­пло­ма­тич. мис­сий в Швей­ца­рии, Гер­ма­нии, Пер­сии, Гре­ции, Бра­зи­лии и Шве­ции.

Г. – ав­тор лит. про­из­ве­де­ний ис­то­рич. и вос­точ­ной те­ма­ти­ки [«Удач­ли­вый плен­ник» («Le prisonnier chanceaux», 1846), «Мад­муа­зель Ир­нуа» («Mademoiselle Irnois», 1847), «Ти­фен­ское аб­бат­ст­во» («L’abbaye de Typhaines», 1849), «Плея­ды» («Les Pleiades», 1874), «Ази­ат­ские но­вел­лы» («Nouvelles asiatique», 1876) и др.].

Глав­ным по зна­чи­мо­сти и влия­нию ста­ло его соч. «Опыт о не­ра­вен­ст­ве че­ло­ве­че­ских рас» («Essai sur l’inégalité des races humaines», t. 1–4, 1853–55), ко­то­рое по­слу­жи­ло тео­ре­тич. ос­но­вой ра­со­во-ан­тро­по­ло­ги­че­ской шко­лы и ра­сиз­ма. Г. счи­тал, что ра­со­вые раз­ли­чия на­ро­дов иг­ра­ют оп­ре­де­ляю­щую роль в их ис­то­рии, в раз­ви­тии со­ци­аль­ных ин­сти­ту­тов и куль­ту­ры. При этом не­ра­вен­ст­во рас со­про­во­ж­да­ет­ся фун­дам. пре­вос­ход­ст­вом «бе­лой» («выс­шей») ра­сы над «жёл­той» и «чёр­ной». По его мне­нию, сме­ше­ние рас, с од­ной сто­ро­ны, яв­ля­ет­ся ис­точ­ни­ком воз­ник­но­ве­ния и раз­ви­тия ци­ви­ли­за­ций (при не­пре­мен­ном уча­стии «бе­лой» ра­сы), а с дру­гой – вы­сту­па­ет в ка­че­ст­ве при­чи­ны их по­сле­дую­щей де­гра­да­ции и ги­бе­ли. Та­ко­ва тра­гич. диа­лек­ти­ка ис­то­рии, ход ко­то­рой за­ви­сит от ди­на­ми­ки про­пор­ций в ком­по­зи­ции сме­ше­ния рас.

Ра­си­ст­ский эли­тизм со­че­тал­ся у Г. с не­ти­пич­ной для та­ко­го ро­да тео­рий кри­ти­кой ев­ро­по­цен­триз­ма: с его точ­ки зре­ния, ев­роп. ци­ви­ли­за­ция не вы­ше ос­таль­ных и, по­доб­но всем дру­гим, об­ре­че­на на ги­бель. Сто­рон­ник куль­тур­но­го ре­ля­ти­виз­ма, он вы­сту­пал про­тив идеи со­ци­аль­но­го про­грес­са, от­ри­цал ци­ви­ли­зую­щую роль хри­сти­ан­ско­го мис­сио­нер­ст­ва и был про­тив­ни­ком ко­ло­ниа­лиз­ма, ко­то­рый спо­соб­ст­ву­ет ра­со­вым сме­ше­ни­ям и тем са­мым де­гра­да­ции ци­ви­ли­за­ции и че­ло­ве­че­ст­ва.

Тео­рии Г. бы­ли при­ня­ты и ус­вое­ны Ф. Ниц­ше, а так­же Р. Ваг­не­ром и др. идео­ло­га­ми пан­гер­ма­низ­ма, а позд­нее – идео­ло­га­ми на­цио­нал-со­циа­лиз­ма. По­след­ние ис­поль­зо­ва­ли их на прак­ти­ке в спе­ци­аль­но пре­па­ри­ро­ван­ном ви­де в ра­бо­те идео­ло­гич. ма­ши­ны Третье­го рей­ха.

Идеи Г. пред­ше­ст­во­ва­ли тео­ри­ям 19–20 вв. (Н. Я. Да­ни­лев­ский, О. Шпенг­лер, А. Тойн­би), рас­смат­ри­ваю­щим все­мир­ную ис­то­рию как сме­ну эк­ви­ва­лент­ных, це­ло­ст­ных и са­мо­дов­лею­щих ци­ви­ли­за­ций. За­дол­го до Шпенг­ле­ра он пред­ре­кал «за­кат За­па­да». Кро­ме то­го, в его со­чи­не­ни­ях мож­но об­на­ру­жить ис­то­ки кри­ти­ко-ари­сто­кра­тич. тео­рий мас­со­во­го об­ще­ст­ва 20 в.

Соч.: Les religions et les philosophies dans l’Asie centrale. P., 1865; Histoire des Perses. P., 1869. Vol. 1–2; Век воз­ро­ж­де­ния. М., 1913; Кан­да­гар­ские лю­бов­ни­ки. П., 1923; Ве­ли­кий ча­ро­дей. М.; Л., 1926; Опыт о не­ра­вен­ст­ве че­ло­ве­че­ских рас. М., 2001.

Лит.: La vie et les prophéties du comte de Gobineau. P., 1905; Biddiss M. Father of ra­cist ideology. N. Y., 1970; Гоф­ман А. Б. Эли­тизм и ра­сизм: Фи­ло­соф­ско-ис­то­ри­че­ские воз­зре­ния А. де Го­би­но // Гоф­ман А. Б. Клас­сиче­ское и со­вре­мен­ное: Этю­ды по ис­то­рии и тео­рии со­цио­ло­гии. М., 2003.

Вернуться к началу