ФУНДАМЕНТАЛИ́ЗМ
-
Рубрика: Религиоведение
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ФУНДАМЕНТАЛИ́ЗМ религиозный, первоначально движение в среде амер. протестантов (кон. 19 – нач. 20 вв.), ставшее реакцией на распространение либеральной теологии, историко-критич. метода изучения Библии и эволюционистских представлений о возникновении и развитии жизни.
В 1885 сторонники протестантской ортодоксии определили «пять пунктов фундаментализма»: буквальная безошибочность Священного Писания; божественность Христа; Его рождение от девы; физическое Воскресение и телесное Второе пришествие; заместительная теория искупления, согласно которой Христос пострадал на кресте вместо человека. Термин утвердился после серии антимодернистских публикаций, озаглавленных «Основы: свидетельство об истине» («The Fundamentals: a testimony to the truth», 1910–15).
Ф. явился реакцией на секуляризацию Нового времени, т. е. радикальное различение сакрального и секулярного и вытеснение религии из сфер политики, морали, познания, обществ. жизни и культуры. Провозглашая возврат к сакральной традиции, Ф. настаивает на «утверждении религиозного авторитета в качестве холистического и абсолютного, не допускающего ни критицизма, ни редукции», и «выражается через коллективное требование, чтобы особые вероучительные и этические предписания, извлекаемые из Писания, были публично признаны и юридически закреплены» (Б. Лоренс). Оппонентами Ф. выступают не только сторонники секуляризма, но и религ. модернисты, стремящиеся согласовать традиц. религию с совр. социокультурными представлениями и реалиями, а также верующие, неконфликтно реализующие свою религиозность в совр. условиях. Характерные признаки Ф.: самопонимание членов движения как праведного меньшинства, «святого остатка»; использование особого языка, обеспечивающего самоидентификацию; демонизация оппонентов; дуалистич. установка, согласно которой в любой ситуации возможно проводить чёткую границу между добром и злом, а мировая история является космической битвой сил Света с силами Тьмы; апокалиптич. и хилиастич. настроения (современность опознаётся как завершающий период истории, в рамках которого возможна временная победа сторонников Света, т. е. фундаменталистов). Принципиально отвергая легитимность разл. интерпретаций религ. традиции, сторонники Ф. предлагают собств. интерпретацию в качестве единственной и безошибочной, демонстрируя избирательность в отношении религ. идей и историч. фактов. Сам пафос «возврата к истокам», а также использование в своих целях новейших технич. достижений свидетельствуют о том, что Ф. – совр. явление.
Подъём Ф. в США в 1920-е гг. сопровождался «обезьяньими процессами» (борьбой с преподаванием эволюц. теории в школах); в 1970-е гг. стал реакцией на сексуальную революцию 1960-х гг. Термин «Ф.» получил более широкое применение, обозначая сходные феномены не только в др. христианских конфессиях – католицизме и православии, но и в др. религиях, прежде всего в иудаизме и исламе, а также в индуизме, сикхизме, буддизме, конфуцианстве, что позволяет говорить о феномене глобального фундаментализма.