УМИЛЕ́НИЕ
-
Рубрика: Религиоведение
-
Скопировать библиографическую ссылку:
УМИЛЕ́НИЕ, наиболее распространённый рус. тип иконографии Богоматери с Младенцем. Название произошло от неточного перевода одного из греч. эпитетов Богоматери – Елеуса (’Ελεοῦσα – Милостивая), не имевшего отношения к конкретной визант. иконографии. В Древней Руси такое название получили образы Богоматери, ласкающей Младенца, тогда как в визант. традиции изображения Богоматери с Младенцем, приникшим к Её щеке, назывались Гликофилуса (Γλυϰυφιλοῦσα – Сладколобзающая; известны с 7 в., распространение получили в 9–10 вв.).
Образы «Пречистые Богородицы Умиление» упоминаются в описях рус. монастырей и храмов с 16 в. Большинство из этих икон поясные, хотя существуют варианты, где Богоматерь восседает на престоле или показана в рост. Одной рукой Она, как правило, поддерживает сидящего Младенца; реже Он стоит у Неё на коленях или возлежит на руках. Варианты (изводы) этого типа многообразны: Христос может располагаться как справа, так и слева, обнимать Мать за шею, прикасаться рукой к Её щеке или одежде. Одеяние Младенца может ограничиваться хитоном (с 14 в. иногда заменяется сорочкой), но чаще дополняется плащом-гиматием. Изредка ножки Младенца открыты до колен. Свёрнутый свиток не является обязательным атрибутом Христа и в этом типе встречается редко. Иконы У., обнаружившие чудотворную силу, получали собств. наименования по месту или обстоятельствам прославления (Владимирская икона Божией Матери, Донская икона Божией Матери, Феодоровская икона Божией Матери и др.). Индивидуальные особенности их иконографии в дальнейшем воспроизводились на всех списках с конкретного чудотворного образа.
Др.-рус. название «У.» отражает как эмоциональную сторону взаимной любви Матери и Младенца, так и реальность воплощения Христа. Тема целования также напоминает о последнем лобзании при положении Спасителя во гроб, связывая темы воплощения и искупления. К У. близки образы Богоматерь Страстная, Взыграние Младенца, Млекопитательница и др.