Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

УМИЛЕ́НИЕ

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 33. Москва, 2017, стр. 31-32

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: И. Л. Бусева-Давыдова

УМИЛЕ́НИЕ, наи­бо­лее рас­про­стра­нён­ный рус. тип ико­но­гра­фии Бо­го­ма­те­ри с Мла­ден­цем. На­зва­ние про­изош­ло от не­точ­но­го пе­ре­во­да од­но­го из греч. эпи­те­тов Бо­го­ма­те­ри – Еле­уса (’Ελεοῦσα – Ми­ло­сти­вая), не имев­ше­го от­но­ше­ния к кон­крет­ной ви­зант. ико­но­гра­фии. В Древ­ней Ру­си та­кое на­зва­ние по­лу­чи­ли об­ра­зы Бо­го­ма­те­ри, лас­каю­щей Мла­ден­ца, то­гда как в ви­зант. тра­ди­ции изо­бра­же­ния Бо­го­ма­те­ри с Мла­ден­цем, при­ник­шим к Её ще­ке, на­зы­ва­лись Гли­ко­фи­лу­са (Γλυϰυφιλοῦσα – Слад­ко­лоб­заю­щая; из­вест­ны с 7 в., рас­про­стра­не­ние по­лу­чи­ли в 9–10 вв.).

Об­ра­зы «Пре­чис­тые Бо­го­ро­ди­цы Уми­ле­ние» упо­ми­на­ют­ся в опи­сях рус. мо­на­сты­рей и хра­мов с 16 в. Боль­шин­ст­во из этих икон по­яс­ные, хо­тя су­ще­ст­ву­ют ва­ри­ан­ты, где Бо­го­ма­терь вос­се­да­ет на пре­сто­ле или по­ка­за­на в рост. Од­ной ру­кой Она, как пра­ви­ло, под­дер­жи­ва­ет си­дя­ще­го Мла­ден­ца; ре­же Он сто­ит у Неё на ко­ле­нях или воз­ле­жит на ру­ках. Ва­ри­ан­ты (из­во­ды) это­го ти­па мно­го­образ­ны: Хри­стос мо­жет рас­по­ла­гать­ся как спра­ва, так и сле­ва, об­ни­мать Мать за шею, при­ка­сать­ся ру­кой к Её ще­ке или оде­ж­де. Одея­ние Мла­ден­ца мо­жет ог­ра­ни­чи­вать­ся хи­то­ном (с 14 в. ино­гда за­ме­ня­ет­ся со­роч­кой), но ча­ще до­пол­ня­ет­ся пла­щом-ги­ма­ти­ем. Из­ред­ка нож­ки Мла­ден­ца от­кры­ты до ко­лен. Свёр­ну­тый сви­ток не яв­ля­ет­ся обя­за­тель­ным ат­ри­бу­том Хри­ста и в этом ти­пе встре­ча­ет­ся ред­ко. Ико­ны У., об­на­ру­жив­шие чу­до­твор­ную си­лу, по­лу­ча­ли собств. на­име­но­ва­ния по мес­ту или об­стоя­тель­ст­вам про­слав­ле­ния (Вла­ди­мир­ская ико­на Бо­жи­ей Ма­те­ри, Дон­ская ико­на Бо­жией Ма­те­ри, Фео­до­ров­ская ико­на Бо­жи­ей Ма­те­ри и др.). Ин­ди­ви­ду­аль­ные осо­бен­но­сти их ико­но­гра­фии в даль­ней­шем вос­про­из­во­ди­лись на всех спи­сках с кон­крет­но­го чу­до­твор­но­го об­раза.

Др.-рус. на­зва­ние «У.» от­ра­жа­ет как эмо­цио­наль­ную сто­ро­ну вза­им­ной люб­ви Ма­те­ри и Мла­ден­ца, так и ре­аль­ность во­пло­ще­ния Хри­ста. Те­ма це­ло­ва­ния так­же на­по­ми­на­ет о по­след­нем лоб­за­нии при по­ло­же­нии Спа­си­те­ля во гроб, свя­зы­вая те­мы во­пло­ще­ния и ис­ку­п­ле­ния. К У. близ­ки об­ра­зы Бо­го­ма­терь Стра­ст­ная, Взы­гра­ние Мла­ден­ца, Мле­ко­пи­та­тель­ни­ца и др.

Лит.: Grabar A. L’Hodigitria et L’Eléousa // Збор­ник Ма­ти­це српске за ли­ков­не умет­но­сти. 1974. Књ. 10; Ла­за­рев В. Н. Ис­то­рия ви­зан­тий­ской жи­во­пи­си. М., 1986; Этин­гоф О. Е. К ико­но­гра­фии «лас­каю­щей Бо­го­ма­те­ри» («Гли­ко­фи­лу­сы») // Древ­не­рус­ское ис­кус­ст­во: Бал­ка­ны. Русь. СПб., 1995. [Т. 17]; Кон­да­ков Н. П. Ико­но­гра­фия Бо­го­ма­те­ри: Свя­зи гре­че­ской и рус­ской ико­но­пи­си с италь­ян­ской жи­во­пи­сью ран­не­го Воз­ро­ж­де­ния. М., 1999; Mother of God: The representation of the Virgin in Byzantine art. Mil., 2000.

Вернуться к началу