ЧЕТЫ́РЕ БЛАГОРО́ДНЫЕ И́СТИНЫ
-
Рубрика: Религиоведение
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ЧЕТЫ́РЕ БЛАГОРО́ДНЫЕ И́СТИНЫ (санскр. catvāri ārya-satyāni, пали cattari ariya saccani), основные положения буддизма, составляющие сущность его доктрины и разделяемые всеми буддийскими школами. Согласно легенде, сформулированы Буддой Шакьямуни во время его первой проповеди в Бенаресе: 1) существует страдание (духкха), которым объяты все формы существования, включая богов; нижний уровень страдания – недовольство, несогласие, неудовлетворённость; верхний – боль, мучение, смерть; 2) существует причина (самудайя) страдания, которая включает в себя три вида желания, или привязанности, – жажда страсти, бытия (в т. ч. и посмертного существования) и небытия (несуществования), в т. ч. и после смерти, которые суть движители колеса рождений (сансары); 3) существует прекращение (ниродха) действия причины страдания, представляющее собой забвение желаний, освобождение от них и связанных с ними помрачений сознания; 4) существует путь (марга), ведущий к освобождению от страданий, – благородный восьмеричный путь правильных воззрений, размышлений, речей, действий, способов – поддержания жизни, приложения сил, памятования и сосредоточения. Эти четыре истины положены в основу классификации всех буддийских доктрин; напр., космология относится к первой истине, а этика – к третьей. В махаяне и ваджраяне классификация отходит на второй план, однако обучение мирян и неофитов и здесь начинается с Ч. б. и. Обычно их сравнивают: первую – с болезнью, вторую – с её диагностикой, третью – с процессом излечения и четвёртую – с лекарственными снадобьями, необходимыми для этого.