СОЦИА́ЛЬНЫЙ ЕВАНГЕЛИ́ЗМ
-
Рубрика: Религиоведение
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
СОЦИА́ЛЬНЫЙ ЕВАНГЕЛИ́ЗМ (Social Gospel), религиозно-общественное движение, зародившееся в 19 в. в протестантских кругах США; своей целью ставило преобразование общества в соответствии с представлениями о Царстве Божием на земле.
С. е. возник в русле протестантского модернизма, стремящегося к обновлению веры под влиянием науч. открытий. Попытки прочесть Библию в социальном ключе, увидеть в ней программу обществ. преобразований стали реакцией на появление марксизма. Критика Церкви как эксплуататорского института способствовала переосмыслению кальвинистской парадигмы, отвергающей бедность.
В 1880-е гг. конгрегационалистский пастор У. Гладден в проповедях и статьях выступил с критикой амер. экономич. системы, обвинив её в несоответствии христианским идеалам справедливости и милосердия. В дальнейшем идеи «социального спасения» посредством возвращения к христианской морали развивали Ф. Пибоди, Х. Уорд, Ш. Мэтьюс, У. Раушенбуш и др. протестантские теологи США.
Концепция С. е. наиболее точно сформулирована У. Раушенбушем в работе «Христианство и социальный кризис» («Christianity and social crisis», 1907) и заключается в следующем: социальность человека аналогична стремлению к добру и справедливости; эгоизм как отказ человека заботиться об общих интересах искажает эту социальность; эгоизм можно устранить следованием этике Христа. В отличие от основоположников протестантизма, Раушенбуш отвергал катастрофичность последствий первородного греха. Эгоизм групп для него выглядел скорее как сумма частных эгоизмов (притом что Раушенбуш признавал, что зло транслируется не только через отд. людей, но и через обществ. институты). Царство Божие, суть которого – новые нормы человеческого общежития, которые возвестил Иисус, является социальным идеалом, способным преодолеть эгоизм, и вполне достижимым в земной жизни. Мораль и религия неразделимы; социальные проблемы существуют из-за того, что люди недостаточно хорошо знают христианскую этику, следование которой сделало бы их подлинно социальными. Человек воспринимается как младший партнёр Бога; задача Церкви – не только учить отд. людей нравственному поведению, но и заботиться о том, чтобы обществ. устройство соответствовало Евангелию.
Организационно сторонники С. е. в нач. 20 в. объединились в Федеральный совет церквей Христа в Америке, Братство за христианский социальный порядок, Братство примирения, Церковную лигу за индустриальную демократию.
Представители С. е. требовали защиты прав рабочих, равенства в управлении предприятиями, наряду с предпринимателями, активизации и легализации профсоюзов, сокращения рабочей недели, жёсткого ограничения детского труда. При этом приверженцы С. е. критиковали социализм за идеи насильственной революции и противопоставляли им идею «революции духа», в ходе которой общество изменяется эволюционным путём под влиянием христианской этики.
С. е. подвергся жёсткой критике за учение об имманентности Бога, за игнорирование тотальности первородного греха и непонимание различий между индивидуальным и природным эгоизмом (Р. Нибур и др.).
Некоторые положения С. е. были учтены в социальном учении зап. церквей, в т. ч. католической. Идеи преображения общества «здесь и сейчас» на основе евангельских ценностей были заимствованы последователями теологии освобождения и М. Л. Кингом. С. е. стимулировал рост христианских рабочих орг-ций, повлиял на социальную политику ряда протестантских стран.
Лит.: Gladden W. Social salvation. Boston, 1902; Кислова А. А. Социальное христианство в США. М., 1974; Нибур Р. Опыт интерпретации христианской этики // Христос и культура: Избр. труды Ричарда Нибура и Райнхольда Нибура. М., 1996; Митрохин Л. Н. Баптизм: история и современность. СПб., 1997.
О. В. Куропаткина.