РА́НЕР
-
Рубрика: Религиоведение
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
РА́НЕР (Rahner) Карл (5.3.1904, Фрайбург – 30.3.1984, Инсбрук), нем. католический богослов. Член ордена иезуитов (1922). Изучал философию, языки, богословие в иезуитских школах Баварии и Голландии (1924–33). Священник (1932). Учился на филос. факультете Фрайбургского ун-та (1934–36), в т. ч. у М. Хайдеггера, в Инсбрукском ун-те (1937). Преподаватель иезуитской Высшей школы в г. Пуллах-им-Изарталь (1945–1948). Проф. догматики Инсбрукского ун-та (с 1949), проф. религ. философии Мюнхенского ун-та (с 1964), проф. догматики Мюнстерского ун-та (1967–71). Выступал с лекциями в Европе и Сев. Америке, занимался издат. деятельностью, редактор ряда церковно-богословских энциклопедий. В качестве богослова-эксперта участвовал в подготовке и проведении Ватиканского II собора; чл. Папской богословской комиссии (1969–74).
Богословие Р. отмечено сочетанием традиции томизма с филос. концепцией экзистенциализма (М. Хайдеггер). С Р. связано появление антропологически ориентированного трансцендентального богословия, утверждающего возможность познания Бога в силу «сверхприродного экзистенциала» – дарованной человеку способности к встрече с абсолютно непостижимым и бесконечным, к слышанию Слова, определяющей существование человека и образующей горизонт его понимания. В христианстве эта способность реализуется в «конкретности богообщения» благодаря вхождению в историю и благодатному присутствию в Церкви Сына Божия. Стремление людей, не являющихся христианами, к полноте богопознания Р. называл «анонимным христианством». В учении о Троице Р. считал проблематичными применение понятия личности в отношении Бога и разделение на Троицу в Себе («имманентную») и в Откровении («икономическую»): в божественном домостроительстве человеку даны представления о внутренней жизни триединого Бога, хотя в сущности Он остаётся непостижимым. Ряд работ Р., имеющих медитативный характер, написаны под влиянием Игнатия Лойолы.