Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

РА́НЕР

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 28. Москва, 2015, стр. 216

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Е. А. Пилипенко

РА́НЕР (Rahner) Карл (5.3.1904, Фрай­бург – 30.3.1984, Ин­сб­рук), нем. ка­то­ли­че­ский бо­го­слов. Член ор­де­на ие­зуи­тов (1922). Изу­чал фи­ло­со­фию, язы­ки, бо­го­сло­вие в ие­зу­ит­ских шко­лах Ба­ва­рии и Гол­лан­дии (1924–33). Свя­щен­ник (1932). Учил­ся на фи­лос. фа­куль­тете Фрай­бург­ско­го ун-та (1934–36), в т. ч. у М. Хай­дег­ге­ра, в Ин­сб­рук­ском ун-те (1937). Пре­по­да­ва­тель ие­зу­ит­ской Выс­шей шко­лы в г. Пул­лах-им-Изар­таль (1945–1948). Проф. дог­ма­ти­ки Ин­сб­рук­ско­го ун-та (с 1949), проф. ре­лиг. фи­ло­со­фии Мюн­хен­ско­го ун-та (с 1964), проф. дог­ма­ти­ки Мюн­стер­ско­го ун-та (1967–71). Вы­сту­пал с лек­ция­ми в Ев­ро­пе и Сев. Аме­ри­ке, за­ни­мал­ся из­дат. дея­тель­но­стью, ре­дак­тор ря­да цер­ков­но-бо­го­слов­ских эн­цик­ло­пе­дий. В ка­че­ст­ве бо­го­сло­ва-экс­пер­та уча­ст­во­вал в под­го­тов­ке и про­ве­де­нии Ва­ти­кан­ско­го II со­бо­ра; чл. Пап­ской бо­го­слов­ской ко­мис­сии (1969–74).

Бо­го­сло­вие Р. от­ме­че­но со­че­та­ни­ем тра­ди­ции то­миз­ма с фи­лос. кон­цеп­ци­ей эк­зи­стен­циа­лиз­ма (М. Хай­дег­гер). С Р. свя­за­но по­яв­ле­ние ан­тро­по­ло­ги­че­ски ори­ен­ти­ро­ван­но­го транс­цен­ден­таль­но­го бо­го­сло­вия, ут­вер­ждаю­ще­го воз­мож­ность по­зна­ния Бо­га в си­лу «сверх­при­род­но­го эк­зи­стен­циа­ла» – да­ро­ван­ной че­ло­ве­ку спо­соб­но­сти к встре­че с аб­со­лют­но не­по­сти­жи­мым и бес­ко­неч­ным, к слы­ша­нию Сло­ва, оп­ре­де­ляю­щей су­ще­ст­во­ва­ние че­ло­ве­ка и об­ра­зую­щей го­ри­зонт его по­ни­ма­ния. В хри­сти­ан­ст­ве эта спо­соб­ность реа­ли­зу­ет­ся в «кон­крет­но­сти бо­го­об­ще­ния» бла­го­да­ря вхо­ж­де­нию в ис­то­рию и бла­го­дат­но­му при­сут­ст­вию в Церк­ви Сы­на Бо­жия. Стрем­ле­ние лю­дей, не яв­ляю­щих­ся хри­стиа­на­ми, к пол­но­те бо­го­по­зна­ния Р. на­зы­вал «ано­ним­ным хри­сти­ан­ст­вом». В уче­нии о Трои­це Р. счи­тал про­бле­ма­тич­ны­ми при­ме­не­ние по­ня­тия лич­но­сти в от­но­ше­нии Бо­га и раз­де­ле­ние на Трои­цу в Се­бе («им­ма­нент­ную») и в От­кро­ве­нии («ико­но­ми­че­скую»): в бо­же­ст­вен­ном до­мо­строи­тель­ст­ве че­ло­ве­ку да­ны пред­став­ле­ния о внут­рен­ней жиз­ни трие­ди­но­го Бо­га, хо­тя в сущ­но­сти Он ос­та­ёт­ся не­по­сти­жи­мым. Ряд ра­бот Р., имею­щих ме­ди­та­тив­ный ха­рак­тер, на­пи­са­ны под влия­ни­ем Иг­на­тия Лой­о­лы.

Соч.: Schriften zur Theologie. Z., 1954–1984. Bd 1–16; Geist in Welt: Zur Metaphysik der endlichen Erkenntnis bei Thomas von Aquin. 3. Aufl. Münch., 1964; Hörer des Wortes: Zur Grundlegung einer Religionsphilosophie. 3. Aufl. Münch., 1985; Sämtliche Werke. Freiburg im Bresgau, 1995–2013. Bd 1–31; Ос­но­ва­ние ве­ры: Вве­де­ние в хри­сти­ан­ское бо­го­сло­вие. М., 2006; Grundkurs des Glaubens: Einführung in den Begriff des Christentums. 12. Aufl. Freiburg im Bresgau, 2008.

Лит.: Speck J. K. Rahners theologische An­thropologie. Münch., 1967; Vorgrimler H. K. Rahner verstehen. Kevelaer, 2002; The Cam­bridge companion to K. Rahner / Ed. D. Marmion, M. E. Hines. Camb., 2007; Ро­ж­де­ст­вен­ская И. С. По­ня­тие «сверхъ­ес­те­ст­вен­но­го эк­зи­стен­циа­ла» К. Ра­не­ра в кон­тек­сте про­бле­мы со­от­но­ше­ния при­ро­ды и бла­го­да­ти // Ре­ли­гио­ве­де­ние. 2011. № 2.

Вернуться к началу