НЕОПРОТЕСТАНТИ́ЗМ
-
Рубрика: Религиоведение
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
НЕОПРОТЕСТАНТИ́ЗМ, совокупность различных течений в протестантизме 19–20 вв., отошедших от классической протестантской теологии, пытающихся осмыслить место Бога, человека и Церкви в новых для христианства условиях модернистского и постмодернистского мира. Под Н. могут пониматься разнородные явления и течения: 1) диалектическая теология (основоположник К. Барт); 2) фундаменталистская и постмодернистская теология (см. Протестантизм); 3) протестантские конфессии, возникшие во 2-й пол. 19 в. и в 20 в.: евангелики (внеденоминационные церкви), адвентисты (см. Адвентизм), Новоапостольская церковь, пятидесятники, харизматические церкви (см. Харизматическое движение).
Н. даёт два разных ответа на вопрос, каково место Бога в современном мире. Сторонники первого варианта, начиная с либеральной протестантской теологии (Ф. Шлейермахер, Э. Трёльч, А. фон Гарнак), утверждают, что необходимо уйти от понимания сверхъестественного как основы религии и переключиться на этические и социальные аспекты, более близкие человеку. Основоположник «новой» теологии («безрелигиозного христианства») лютеранский пастор Д. Бонхёффер чётко различает «веру» как решение идти навстречу личному Богу и «религию» как объективацию мистич. опыта в культовых практиках. Религия становится ненужной человеку, всё менее зависимому от любых коллективных практик и стремящемуся к самостоятельным решениям – т. е. ставшему «совершеннолетним». Вера, которую человек обретает, и Церковь, которая эту веру хранит, должны служить людям и их потребностям. Христианство должно преодолеть внешнюю «религиозность» и стать «безрелигиозным» личностным. Возникшие в 1960-е гг. под влиянием идей Бонхёффера «теологии родительного падежа» («теология смерти Бога», «теология надежды» и т. п.) объединяет уверенность в том, что Бог не являет Себя напрямую в совр. мире, Его нет в сознании людей. Совр. теологи должны искать подлинного, не «метафизического» Бога, обращая внимание на человека и его проблемы. Реализацией такого положения являются т. н. эмерджентные, или «проявляющиеся», церкви (Emerge Church), которые отрицают богословскую метафизику и в своих проповедях предпочитают «живые рассказы», включающие интерпретацию Священного Писания через личные переживания. Ряд церквей, принявших положение о фактич. замене Бога человеком, становятся близки к движениям Нью Эйдж. Своеобразным выражением установки на человекобожие является неохаризматическое Движение веры (см. Неохаризматизм).
Второй ответ на вопрос о Боге и человеке в мире связан с последовательной приверженностью протестантской ортодоксии, ярко выраженной в протесте фундаменталистов [назв. по опубликованной в 1910–15 серии брошюр «The fundamentals: a testimony to the truth» («Основы: свидетельство истины»)] против либеральной теологии. Сторонники фундаменталистов отрицают любые внешние влияния на Церковь и её традицию и требуют буквалистского чтения Библии и признания абсолютной достоверности общехристианских догматов. Диалектич. теология, возникшая под влиянием идей С. Кьеркегора в 1920–30-е гг., настаивает на противоречии между верой и рациональностью, на абсолютной непознаваемости и «внеисторичности» Бога.
Компромиссного варианта придерживаются евангелики и пятидесятники: будучи уверенными в сохранении прежних иерархич. отношений между Богом и человеком, они придают большое значение эмоциям и личному опыту. Для евангеликов ключевым является личное обращение и «рождение свыше» при особом действии Бога, изменяющего сердце верующего, для пятидесятников – мистич. общение с Богом посредством глоссолалии.
Для Н. характерно стремление сделать Церковь доступной и понятной совр. миру. В евангелич. среде активно используются совр. методы проповеди (радио, телевидение, Интернет); в неохаризматич. и ряде евангелич. общин практикуется богослужение в современном стиле (с использованием рока, хип-хопа и др. популярной музыки).
Движения Н. часто стремятся к макс. открытости Церкви секулярному миру и, чтобы подчеркнуть «мирской» характер Церкви, проводят встречи не в церковных зданиях, а в клубах, кафе, парках и т. п.
Для ряда церквей в Н. характерны напряжённые эсхатологич. ожидания (адвентизм, пятидесятничество, евангелич. церкви). Эти церкви Н. принимают учение о Великой Скорби (последних жестоких гонениях на Церковь) и восхищении Церкви (приходе Христа за Церковью, чтобы взять её с Собой на небо), которое может произойти до Великой Скорби (претрибуционизм), во время (мидтрибуционизм) и после (посттрибуционизм). После Великой Скорби будет Армагеддон; на стороне антихриста будут воевать армии с «далёкого Севера» (в ряде случаев он ассоциируется с Россией). Все эти группы признают (но по-разному толкуют) учение о тысячелетнем царстве. Большинство церквей в Н. следует премилленаризму (учение о том, что Христос придёт до тысячелетнего царства), однако есть и постмилленаристы (верящие, что Христос придёт после наступления тысячелетнего царства). Среди евангелич. и пятидесятнич. церквей принято также учение об эсхатологич. роли еврейского народа и Израиля – в конце времён народ Божий «по плоти» и народ Божий «по духу» сольются воедино. Признаком «последних времён» считается возвращение евреев на историч. родину и создание Государства Израиль. «Христианские сионисты», состоящие из евангеликов и пятидесятников, активно помогают евреям в возвращении на родину и поддерживают политику Израиля.
Наряду с обращённостью Н. в «мирское» или «священное» будущее, для ряда его течений характерна апелляция к «священному прошлому»; так, фундаментализм провозглашает возврат к ортодоксии классич. протестантизма: амер. фундаменталисты обращаются к «старой доброй Америке» (old good America) и временам новоанглийских пуритан; адвентизм седьмого дня восстанавливает ветхозаветное почитание субботы как «седьмого дня», Новоапостольская церковь – апостольский дар первой церкви, пятидесятничество – все мистич. дары Святого Духа (пророчество, апостольство, глоссолалия и т. п.).
Н. породил новые церковные формы. Внутри евангеликализма появились т. н. мегацеркви. Церковные здания часто строятся наподобие больших культурно-развлекательных центров. Внутри мегацерквей, а часто и автономно появляются т. н. интернет-церкви, где можно в режиме онлайн слушать проповеди и даже виртуально участвовать в хлебопреломлении. В ответ на распространение мегацерквей возникло т. н. движение домашних групп, провозгласившее решительный разрыв с любой централизацией и «конвейерной» миссионерской работой и направленное на углубление духовной жизни христиан. Церкви внутри этой традиции одинаковы по форме, но различаются по тому, как формулируют свою основную задачу: «миссиональные» церкви (Missional Church) отвергают служение проф. миссионеров и готовят к проповеди и свидетельству каждого своего члена; «родственные» церкви (Relational Church) сосредоточены на укреплении и поддержке близких отношений и семейной атмосферы внутри общины; «простые» церкви (Simple Church), отвергая жёсткую централизацию, стремятся к восстановлению Церкви первых веков, которая, по их мнению, существовала в виде небольшой поместной церкви, основанной апостолом – человеком, который, не живя в общине непосредственно, сохранял с ней духовную связь и поддерживал советами и наставлениями. «Эмерджентные» церкви представляют собой площадки для диалога разных мировоззрений: на богослужениях используются буддийские медитации, православные свечи, григорианский хорал и т. п.
Важной частью миссии Церкви в мире Н. считает участие в обществ. и политич. делах, что нашло выражение в социальном евангелизме. Постмилленаристы полагают, что тысячелетнее царство будет носить земной характер и править в нём будет Церковь; от её социальной активности зависит приближение этого момента. Фундаменталисты, как правило, активно участвуют в политике (обычно придерживаясь правых взглядов), [«Новые христианские правые» (New Christian Right) в США, харизматическая церковь «Новое поколение» в Латвии и т. п.].
Численность последователей Н. определить достаточно сложно, однако в некоторых источниках содержатся данные о 600 млн. чел.; в России ок. 1 млн. чел., представляющих наиболее активную часть деноминаций, ассоциирующих себя с протестантизмом и неопротестантизмом.