Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

«ÓPUS DÉI»

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 24. Москва, 2014, стр. 304

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: В. В. Тюшагин

«ÓPUS DÉI» (лат. – де­ло Бо­жие; офиц. назв. – Пер­со­наль­ная пре­ла­ту­ра Св. Кре­ста и Де­ла Бо­жия), ор­га­ни­за­ция кли­риков и ми­рян Рим­ско-ка­то­лич. церк­ви, объ­е­ди­нён­ных на ос­но­ве осо­бо­го ти­па ду­хов­ной жиз­ни – реа­ли­за­ции еван­гель­ско­го при­зы­ва к лич­ной свя­то­сти, сле­до­ва­ния Хри­сту и апо­столь­ско­го сви­де­тель­ст­ва о ве­ре в по­все­днев­ной жиз­ни, – ко­то­рый по­зво­ля­ет про­во­дить еван­ге­ли­за­цию и мис­сио­нер­ское слу­же­ние во всех сфе­рах совр. об­ще­ст­ва.

Ос­но­ва­на 2.10.1928 в Мад­ри­де исп. свящ. Х. Эс­к­ри­ва де Ба­ла­ге­ром (1902–1975) как ка­то­лич. дви­же­ние ми­рян (с 1930 в не­го до­пу­ще­ны жен­щи­ны); в 1943 соз­да­но Свя­щен­ни­че­ское брат­ст­во Св. Кре­ста, объ­е­ди­нив­шее свя­щен­ни­ков, во­шед­ших в со­став «O. D.». 28.11.1982 па­па Рим­ский Ио­анн Па­вел II кон­сти­ту­ци­ей «Ut sit» воз­вёл «O. D.» в ранг пер­со­наль­ной пре­ла­ту­ры – един­ст­вен­ной до­ны­не струк­ту­ры, на­пря­мую под­чи­нён­ной па­пе Рим­ско­му (че­рез Кон­гре­га­цию по де­лам епи­ско­пов), имею­щей пра­во осу­ще­ст­в­лять дея­тель­ность в ме­ж­ду­нар. мас­шта­бе не­за­ви­си­мо от ме­ст­ных цер­ков­ных вла­стей. Так­же в 1982 Ио­ан­ном Пав­лом II был ут­вер­ждён ус­тав «O. D.». Ру­ко­во­дство «O. D.» осу­ще­ст­в­ля­ет­ся пре­ла­том (с 1994 еп. Х. Эче­вар­рия Род­ри­гес), ко­то­ро­му под­чи­ня­ют­ся вклю­чён­ные в пре­ла­ту­ру свя­щен­ни­ки (в 2011 – ок. 2 тыс. чел.) и ми­ря­не (в 2011 – ок. 88 тыс. чел.). «O. D.» дей­ст­ву­ет во мно­гих стра­нах ми­ра, в т. ч. в Рос­сии. Факт уча­стия чле­нов «O. D.» в 1950–60-х гг. в пра­ви­тель­ст­ве исп. ди­кта­то­ра Ф. Фран­ко по­слу­жил ос­но­ва­ни­ем для по­доз­ре­ний в те­не­вом влия­нии ор­га­ни­за­ции на исп. по­ли­ти­ку.

Ми­ря­не при всту­п­ле­нии в «O. D.» под­пи­сы­ва­ют до­го­вор, пре­ду­смат­ри­ваю­щий вза­им­ные обя­за­тель­ст­ва, но при этом не по­лу­ча­ют к.-л. из­ме­не­ний в ка­но­нич. ста­ту­се. Б. ч. ми­рян – чле­нов «O. D.» (т. н. су­пер­ну­ме­ра­рии, ок. 70%) про­дол­жа­ют свою обыч­ную проф. дея­тель­ность и ве­дут се­мей­ную жизнь, под­чи­ня­ясь ру­ко­во­дству ор­га­ни­за­ции толь­ко в во­про­сах ду­хов­ной мис­сии «O. D.». Это яв­ля­ет­ся гл. осо­бен­но­стью ор­га­ни­за­ции и от­ра­жа­ет её стрем­ле­ние до­бить­ся макс. уча­стия сво­их чле­нов в мир­ской жиз­ни. Др. часть ми­рян (т. н. ну­ме­ра­рии, ок. 20% чле­нов) при­ни­ма­ют обя­за­тель­ст­во без­бра­чия и ли­бо про­дол­жа­ют мир­скую дея­тель­ность, жерт­вуя «O. D.» б. ч. до­хо­дов (т. н. ас­со­ции­ро­ван­ные чле­ны), ли­бо ста­но­вят­ся штат­ны­ми со­труд­ни­ка­ми пре­ла­ту­ры, про­жи­ваю­щи­ми в её спец. цен­трах (т. н. ну­ме­ра­рии-по­мощ­ни­ки). Кли­ри­ки «O. D.» из­би­ра­ют­ся толь­ко из чис­ла ну­ме­ра­ри­ев, по­лу­чив­ших осо­бую под­го­тов­ку к при­ня­тию са­на. В сво­ей дея­тель­но­сти «O. D.» до­пус­ка­ет по­мощь со сто­ро­ны т. н. коо­пе­ра­то­ров, ко­то­рые не вхо­дят в со­став пре­ла­ту­ры и мо­гут да­же не яв­лять­ся ка­то­ли­ка­ми и хри­стиа­на­ми.

«O. D.» ру­ко­во­дит Пап­ским ун-том Св. Кре­ста в Ри­ме и нес­коль­ки­ми уни­вер­си­те­та­ми в Ита­лии, Ис­па­нии, Лат. Аме­ри­ке, а так­же се­тью бла­го­тво­ри­тель­ных и об­ра­зо­ва­тель­ных уч­ре­ж­де­ний по все­му ми­ру.

Лит.: По­нома­ре­ва Л. В. Ис­пан­ский ка­толи­цизм XX в. М., 1989; Berglar P. Opus Dei: life and work of its founder Josemaria Escriva. Princeton, 1994; Rodriguez P., Ocariz F., Il­lanes J. L. Opus Dei in the church: an eccle­sio­logical study of the life and apostolate of Opus Dei. Dublin, 1994; Ro­mano G. L’Opus Dei: un chemin de sainteté. P., 1996; idem. Opus Dei: Il messaggio, le opere, le persone. San Paolo, 2002; Des Ma­zery B., Des Mazery P. L’Opus Dei: enquête sur une église au cœur de l’Église. P., 2005; Allen J. L. Opus Dei. Mythos und Realität – ein Blick hinter die Kulissen. Augsburg, 2009.

Вернуться к началу