НЕКРА́СОВЦЫ
-
Рубрика: Религиоведение
-
Скопировать библиографическую ссылку:
НЕКРА́СОВЦЫ (казаки-некрасовцы, игнат-казаки), группа рус. старообрядцев, потомки донских казаков. Возникла после разгрома Булавина восстания 1707–1709, получила назв. по имени атамана И. Ф. Некрасова (Игната Некрасова; 1660–1737). Возглавляемые им казаки (ок. 2–3 тыс. чел.) ушли с жёнами и детьми с Дона и обосновались на правом берегу р. Кубань, во владении Крымского ханства. Отдельные Н. участвовали в набегах крымских татар и адыгов («черкесов») на рос. пограничные земли, что вызывало ответные походы рус. войск против них.
В 1740–80-х гг. из-за давления со стороны рос. правительства Н. переселились в пределы Османской империи – в устье р. Дунай, в Добруджу, где основали селения Большие Дунавцы, Малые Дунавцы, Сарикёй и др. В 1775, после расформирования Запорожской Сечи, в этих местах появились запорожцы, началось их соперничество с Н. за владение местами рыбной ловли. В результате часть Н. осталась в Добрудже вместе с поселившимися там рус. старообрядцами-липованами, а часть ушла в Малую Азию на оз. Маньяс (ныне Куш). Оттуда в 1865 157 семей Н. переселились на о. Мада на оз. Бейшехир, из них 30 семей погибли от чумы, некоторые вернулись на оз. Маньяс. В 1810-е гг., несмотря на запрет основателя группы атамана Некрасова возвращаться в Россию, «где правит царь», началось возвращение Н. на родину, активизировавшееся после рус.-тур. войны 1828–29. Во 2-й пол. 19 в. немногочисл. группа Н. была расселена на Черноморском побережье Кавказа для освоения этих мест; в 1910-х гг. ещё более 150 семей переселились из Турции в Зап. Грузию и район г. Сочи. Впоследствии часть из них ушла на территорию совр. Приморско-Ахтарского р-на Краснодарского края, образовав хутор Новонекрасовский. Возвращение Н. в Россию продолжалось до нач. 1930-х гг., когда были созданы их поселения (в т. ч. совместно с липованами) на Сев. Кавказе; в дальнейшем оттуда Н. переселились в Дагестан (г. Кизляр, с. Некрасовка) и в Грузию (близ г. Поти). 22.9.1962 в Россию прибыла группа Н. из 985 чел. во главе с инициатором переселения последним атаманом В. П. Саничевым (1912–89), которая была размещена в осн. в Ставропольском крае, в посёлках Кумская Долина и Новокумский. В это же время ок. 200 Н. переехали из Турции в США.
Повседневная жизнь Н., независимо от места проживания, строилась по заветам (св. 170) атамана Некрасова (заветы Игната), которые были записаны им самим. Список не сохранился, заветы передавались устно. В частности, Н. должны были строго соблюдать «старую веру», им было запрещено общение с иноверцами, с турками общение разрешалось только по необходимости в связи с торговлей, воен. действиями, налогообложением. Брак мог быть заключён только между членами общины, брак с иноверцами карался смертью. Высшей властью в общине являлся казачий круг, в котором участвовали с 18 лет. Решения круга исполнял атаман, которого избирали на 1 год, но не более 3 сроков, и которому строго подчинялись. Молодые должны были почитать старших, особое уважение оказывалось женщине-матери. Получать доход Н. могли только своим трудом: казак не мог нанимать казака. Весь заработок сдавался в войсковую казну. Из неё каждый получал 2/3 заработанных денег. 1/3 денег шла в кош и делилась на 3 части: на войско и вооружение, на школу и Церковь, нуждающимся (в общине не должно быть нищих). В станице не полагалось держать питейных заведений, заниматься торговлей. Торговавшие на стороне 1/20 прибыли были обязаны отдавать в кош. Н. должны были учиться грамоте, сохранять рус. язык. Им запрещалось служить в армии солдатами, а на войне стрелять в русских. Измена войску, богохульство каралось смертью.
Большинство Н. принадлежат к Русской православной старообрядч. церкви; сохраняют старинные церковно-бытовые традиции, в т. ч. знаменное пение, фольклор. В пос. Новокумский создан музей, посвящённый культуре Н., проводятся науч. конференции.