МАЛЕВА́НЦЫ
-
Рубрика: Религиоведение
-
Скопировать библиографическую ссылку:
МАЛЕВА́НЦЫ (малеванщина), последователи религ. течения мистич. толка, возникшего в кон. 19 в. на Украине в рамках штундо-баптизма. Название – по имени основателя движения Кондрата Алексеевича Малеванного (1845–1913), мещанина г. Тараща Киевской губ., ок. 1884 принявшего баптизм. Течение начало распространяться в кон. 1880-х гг. благодаря проповедям Малеванного о скором наступлении Страшного суда. На основе представления о божественном начале в человеке Малеванный и его последователи делали вывод, что божественное начало даёт человеку силы следовать своим принципам и быть свободным от внешних законов и обычаев. Оно также требует соблюдения нравственной чистоты, поэтому М. отказывались от любой деятельности (в т. ч. от воен. службы), с их точки зрения унижающей человека и толкающей его ко греху. По учению М., Страшный суд для верующих наступает тогда, когда их начинают преследовать за Христа: поскольку Христос в человеке, то преследователи убивают Самого Христа. М. аллегорически толковали Священное Писание. Для собраний М. характерны молитвы, пение, пророчества и глоссолалия, а также некоторые элементы радений (самобичевание, пляски, хлопанье в ладоши).
К кон. 1889 движение М. охватило до 15 штундистских общин (см. Штундизм) в разных местах. В 1891 Малеванный был помещён в Кирилловскую психиатрич. больницу в Киеве, в 1893–1905 находился в психиатрич. больнице в Казани. Среди медиков, признавших его душевнобольным, были профессора И. А. Сикорский и В. М. Бехтерев. Больничное заключение Малеванного спровоцировало дальнейшее распространение движения. М. утверждали, что основатель их движения ушёл в дом умалишённых по собств. воле, называли его страдальцем, почитали как мученика и пророка, некоторые считали его Христом, спасителем мира. 1(13).11.1899 М. ожидали конца света и пришествия Малеванного «в силе и славе, для суда над миром и для царства с избранными».
М. выступали против формализации религ. обрядов, осуждали социальное неравенство, критиковали гос-во и православную Церковь, за что подвергались преследованиям (малеванщина была отнесена к разряду «особо вредных сект»). М. отказывались от имущества. После революции 1905–07 создавали коммуны вместе с толстовцами и, вероятно, к сер. 1930-х гг. окончательно слились с ними.