Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

КУШАЙРИ́ АЛЬ-КУШАЙРИ АБУ-ЛЬ-КАСИМ АБД АЛЬ-КАРИМ ИБН ХАВАЗАН

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 16. Москва, 2010, стр. 487

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: М. Ю. Рощин

КУШАЙРИ́, аль-Ку­шай­ри Абу-ль-Ка­сим Абд аль-Ка­рим ибн Ха­ва­зан [986, близ г. Ни­ша­пур, ис­то­рич. обл. Хо­ра­сан (ны­не Иран) – 30.12.1072, Ни­ша­пур], му­сульм. бо­го­слов, мис­тик. Ро­дил­ся в се­мье ара­бов-зем­ле­вла­дель­цев; изу­чал воен. иск-во и араб. лит-ру. По­зна­ко­мив­шись в Ни­ша­пу­ре с шей­хом Абу Али ад-Дак­ка­ком (ум. 1015), об­ра­тил­ся к су­физ­му, стал уче­ни­ком и вско­ре зя­тем шей­ха. Изу­чал му­сульм. пра­во и бо­го­сло­вие в мед­ре­се разл. по­сле­до­ва­те­лей аша­риз­ма в Хо­раса­не: Абу Ба­кра ат-Ту­си (ум. 1029), Ибн Фу­ра­ка (ум. 1015–16), Абу Ис­ха­ка аль-Ис­фа­раи­ни (ум. 1027). По­сле смер­ти ад-Дак­ка­ка К. воз­гла­вил его мед­ре­се и су­фий­ское со­б­ра­ние, где пре­по­да­вал пре­да­ние (ха­ди­сы). За свои взгля­ды под­верг­ся го­не­ни­ям вла­стей и был вы­ну­ж­ден по­ки­нуть Ни­ша­пур, пе­ре­се­лив­шись со свои­ми по­сле­до­ва­те­ля­ми в Ба­гдад. По­сле то­го как в 1063 ве­зир Ни­зам аль-Мульк пре­кра­тил пре­сле­до­ва­ния аша­ри­тов, К. вер­нул­ся в Ни­ша­пур. Из не­сколь­ких де­сят­ков при­пи­сы­вае­мых ему со­чи­не­ний в раз­ных об­лас­тях ис­лам­ско­го зна­ния (эк­зе­ге­ти­ка, ха­ди­сы, тео­рия и прак­ти­ка су­физ­ма) наи­бо­лее из­вес­тен эн­цик­ло­пе­дич. трак­тат «ар-Ри­са­ла фи ильм ат-та­сав­вуф» («По­сла­ние об уче­нии су­физ­ма»). Он со­дер­жит био­гра­фии зна­ме­нитых су­фи­ев, их бо­го­слов­ские взгля­ды и тол­ко­ва­ние су­фий­ской тер­ми­но­ло­гии. В сво­их со­чи­не­ни­ях К. стре­мил­ся до­казать со­вмес­ти­мость су­физ­ма с уче­ни­ем и прак­ти­ка­ми сун­нит­ско­го ис­ла­ма, вы­сту­пая в этом от­но­ше­нии идей­ным пред­ше­ст­вен­ни­ком аль-Га­за­ли.

Вернуться к началу