Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

КОРЕ́ЙСКИЕ СИНКРЕТИ́ЧЕСКИЕ КУ́ЛЬТЫ

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 15. Москва, 2010, стр. 250

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Р. А. Силантьев

КОРЕ́ЙСКИЕ СИНКРЕТИ́ЧЕСКИЕ КУ́ЛЬ­ТЫ, об­щее на­зва­ние груп­пы ре­лиг. те­че­ний, воз­ник­ших на Ко­рей­ском п-ове во 2-й пол. 19 – сер. 20 вв. К. с. к. в раз­ной сте­пе­ни со­че­та­ют в се­бе эле­мен­ты хри­сти­ан­ст­ва, кон­фу­ци­ан­ст­ва, буд­диз­ма и дао­сиз­ма с кор. тра­диц. ве­ро­ва­ния­ми. Ста­рей­шим и круп­ней­шим сре­ди К. с. к. яв­ля­ет­ся воз­ник­шая в 1860-х гг. сек­та чхон­до­гё, са­мым из­вест­ным за пре­де­ла­ми Ко­рей­ско­го п-ова куль­том счи­та­ет­ся Цер­ковь объ­е­ди­не­ния Сан Мён Му­на. Др. круп­ные К. с. к. – вон-буд­дизм, чхон­сан­гё, тэд­жон­гё, чан­мул­гё («ре­ли­гия хо­лод­ной во­ды»), чхонд­жок, как­се­до. Об­щая чис­лен­ность по­сле­до­ва­те­лей К. с. к. в нач. 21 в. оце­ни­ва­ет­ся в 15 млн. чел., гл. обр. в КНДР и Рес­пуб­ли­ке Ко­рея.

Ве­ро­уче­ния К. с. к. весь­ма раз­но­об­раз­ны, од­на­ко их объ­е­ди­ня­ет неск. об­щих по­сту­ла­тов. Так, в боль­шин­ст­ве К. с. к. ко­рей­цев счи­та­ют бо­го­из­бран­ным или имею­щим ис­клю­чи­тель­ный путь на­ро­дом, а са­ма Ко­рея (без раз­де­ле­ния на КНДР и Рес­пуб­ли­ку Ко­рея) рас­смат­ри­ва­ет­ся как ме­сто, где в пер­вую оче­редь на­сту­пит рай на зем­ле, обыч­но име­нуе­мый «по­сле­не­бес­ной эрой». При этом «по­сле­не­бес­ной эре» про­ти­во­пос­тав­ля­ет­ся про­дол­жаю­щая­ся ны­не «до­не­бес­ная эра» – пе­ри­од ду­хов­ной де­гра­да­ции.

За ред­ким ис­клю­че­ни­ем для К. с. к. ха­рак­тер­на тер­пи­мость к другим ре­ли­гиозным те­че­ни­ям, хо­тя не­ко­то­рые из них, в пер­вую оче­редь Цер­ковь объ­е­ди­не­ния, ак­тив­но за­ни­ма­ют­ся про­зе­ли­тиз­мом. Не­ред­ко в док­три­нах К. с. к. за­мет­ны ан­ти­япон­ские на­строе­ния. Ос­но­ва­те­ли К. с. к. обыч­но по­чи­та­ют­ся в них как про­ро­ки или да­же как спа­си­те­ли все­го че­ло­ве­че­ст­ва. Куль­то­вая прак­ти­ка К. с. к. в це­лом сход­на с про­тес­тант­ской (со­б­ра­ния, на ко­то­рых чи­та­ют­ся про­по­ве­ди и др.), в ря­де куль­тов осо­бую роль в об­ря­дах иг­ра­ет во­да.

Вернуться к началу