ИОА́НН РЫ́ЛЬСКИЙ
-
Рубрика: Религиоведение
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ИОА́НН РЫ́ЛЬСКИЙ (болг. Иван Рилски) [между 876 и 880, с. Скрино близ г. Средец (ныне София) – 18.8.946, горный массив Рила], преподобный, наиболее почитаемый святой Болг. православной церкви. Сведения о жизни И. Р. содержат неск. житий, наиболее раннее из которых – «Безымянное», или «Народное» – было составлено в 12 в. С юных лет И. Р. отличался набожностью и целомудрием. В 25 лет, раздав имущество, он пришёл в монастырь (наиболее вероятно, в Бобошевский в честь вмч. Димитрия) и принял монашеский постриг. Вскоре ушёл из обители и поселился в пустынной горной местности, однако из-за частых нападений разбойников покинул это место, долго скитался и дошёл до окрестностей горы Рила. Здесь более 12 лет жил сначала в дупле, а затем в пещере. К И. Р. стали приходить люди. Некоторые становились его учениками, и ок. 30-х гг. 10 в. рядом с пещерой появилась монашеская община. Слава о И. Р. быстро распространилась, к нему приходило множество людей. Когда ему исполнилось 60 лет, он поставил наставником общины своего ученика Григория и уединился в своей пещере. Чувствуя приближение кончины, он дал ученикам наставления о монашеский жизни, известные как «Завет Иоанна Рильского».
О погребении И. Р. сведения противоречивы: по одним источникам, его тело сразу похоронили в неизвестном месте на горе Рила, по другим – через 40 дней, в течение которых оно благоухало и не подвергалось тлению. По указу царя Петра (927–969) (а по визант. источникам, во 2-й пол. 10 в. или даже во 2-й пол. 11 в.) мощи святого перенесли в Средец. Некоторые редакции жития сообщают, что при неизвестных обстоятельствах мощи оказались в Эстергоме (Венгрия), но в 1187 были возвращены в Средец. 19 окт. (ок. 1195) царь Иоанн Асень положил их в церкви на холме Трапезица в новой столице болг. гос-ва Велико-Тырнове. 1.7.1469 мощи были торжественно возвращены в Рыльский мон. Неизвестна судьба десницы (правой руки) святого. Согласно преданию, сложившемуся в г. Рыльск (Курская обл.), в 11 в. её принесли болг. монахи, которые на высоком холме основали в честь И. Р. монастырь, давший будущему городу название. В период татаро-монгольского ига из-за угрозы уничтожения святыню спрятали в пещере холма, но место тайника потом было потеряно. Историки сомневаются в достоверности рус. предания и, ссылаясь на сообщения источников, утверждавших, что после 1393 протопоп Яков из Пловдива получил «частицу» мощей И. Р., предполагают, что «частицей» могла быть десница, которая позднее была передана на Русь в благодарность за милостыню. Помимо русской, есть греч. версия, согласно которой, десница И. Р. была во время рус.-тур. войны 1768–74 доставлена рус. войсками на греч. о. Сирос, а затем передана в мон. Кехровуниу на о. Тинос (Греция) и помещена в серебряный мощевик, имеющий форму руки.
Почитание святого началось вскоре после его смерти. Его память встречается в рукописях с 12 в., первые изображения – с 13 в. Ему посвящены многочисл. церкви и монастыри не только в Болгарии, но и в России, напр. основанный Иоанном Кронштадтским монастырь на р. Карповка в С.-Петербурге. Дни памяти в Рус. и Болг. православных церквах – 18(31) авг., 19 окт. (1 нояб.), в Болг. также 1(14) июля.
Община, сложившаяся вокруг И. Р., после его смерти распалась. В 1335 местный правитель Хрельо Драговол в 4 км от места подвигов святого (на выс. 1147 м) построил оборонительную башню (кула), а в 1343 – церковь, при которой сложился мужской монастырь. После возвращения в 15 в. мощей святого обитель стала гл. духовным и культурным центром Болгарии. Её насельниками были видные деятели болг. просвещения: Паисий Хиландарский, Неофит Рыльский и др. В 1816–60 проведена масштабная реконструкция монастыря: старую церковь разобрали, на её месте в 1837 поставили новую в честь Рождества Пресвятой Богородицы. В 1983 монастырь был включён в список Всемирного наследия.
Монастырь представляет собой комплекс объединённых в неправильный пятиугольник жилых и хозяйств. каменных зданий (пл. 8800 м2, выс. до 24 м), внутр. стены которых украшены многочисл. арками, колоннами и резьбой. В центре комплекса – Хрельова башня и 5-купольная барочная церковь с внешней открытой галереей. В росписи церкви (1844) принимал участие известный болг. иконописец Захарий Зограф. При монастыре созданы музей и богатая библиотека.