ИГУ́МЕН
-
Рубрика: Религиоведение
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ИГУ́МЕН (греч. ἡγούμενος, букв. – ведущий; вождь, вожатый, вожак; руководитель), сан в Рус. православной церкви, в нач. 21 в. – отличие, которым награждаются иеромонахи.
Первоначально (в 1–4 вв.) – наименование начальствующего лица, в частности председателя к.-л. собрания (И. церковного собора), губернатора провинции (эквивалент лат. praeses provinciae), епископа. С 4–5 вв. этот термин применялся в Вост. Рим. империи и в Византии для обозначения начальствующего над христианской монашеской общиной (в зап. монастырях такой руководитель назывался аббатом). И. являлся духовным, адм. и экономич. руководителем монастыря. Он принимал послушников, совершал хиротесии чтецов и иподиаконов в своём монастыре, налагал дисциплинарные взыскания, руководил повседневной деятельностью монахов, был духовным отцом (принимал исповедь у монахов). Помощниками И. по управлению монастырём были эконом, экклесиарх и др. должностные лица. Как правило, И. избирался из числа монахов данного монастыря. Процедура выборов определялась уставом монастыря. Избранный кандидат утверждался (начиная с 6 в.) епископом или патриархом. Иногда И. перед смертью назначал своего преемника; в ктиторских монастырях И. назначался ктитором. В течение длительного времени И. мог стать монах, не имеющий священного сана; позднее И. начинают избираться только из иеромонахов. Теоретически власть И. внутри монастыря была неограниченной, а его должность – пожизненной. В действительности он должен был считаться с мнением группы наиболее авторитетных монахов («духовного собора», «избранных братий») и мог быть смещён за неправомерные действия как самими монахами, так и епископом.
В Древней Руси должность И. появилась вместе с началом монашеской жизни в 11 в. В средние века И. рус. монастырей (в отличие от греческих) обладали правом участия в архиерейских соборах. В 18–19 вв. постепенно утрачивается связь сана И. с настоятельством в монастыре.