Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ИГНА́ТИЙ

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 10. Москва, 2008, стр. 676

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: С. П. Зверев

ИГНА́ТИЙ (не позд­нее 1560, Гре­ция – 1640, Виль­но, Речь По­спо­ли­та), пат­ри­арх Мо­с­ков­ский и всея Ру­си.

Све­де­ния о его жиз­ни до при­ез­да в Рос­сию скуд­ны. По од­ним дан­ным, он был епи­ско­пом г. Эрис­со (Гре­ция), а по дру­гим – про­ис­хо­дил с о. Кипр, где был ар­хи­епи­ско­пом. Ос­тал­ся без ка­фед­ры и уе­хал в Рим. От­ту­да при­был ок. 1593–95 в Рос­сию; не­ко­то­рое вре­мя жил в Мо­ск­ве на ми­ло­сты­ню ца­ря Фё­до­ра Ива­но­ви­ча. Ок. 1603 при Бо­ри­се Фё­до­ро­ви­че Го­ду­но­ве по­лу­чил ря­зан­скую ка­фед­ру. Пер­вым из рус. ар­хие­ре­ев при­знал Лже­дмит­рия I, встре­тив его в Ту­ле как ца­ря и при­ве­дя к при­ся­ге Лже­дмит­рию всех из­ме­нив­ших Бо­ри­су Го­ду­но­ву «рус­ских лю­дей». По на­стоя­нию Лже­дмит­рия в ию­не 1605 был из­бран пат­ри­ар­хом по­сле на­силь­ст­вен­но­го све­де­ния с пат­ри­ар­ше­ст­ва пат­ри­ар­ха Ио­ва; в ию­ле то­го же го­да вен­чал Лже­дмит­рия на цар­ст­во. При­нял дея­тель­ное уча­стие в свадь­бе Лже­дмит­рия и Ма­ри­ны Мни­шек. Уча­ст­во­вал в из­бра­нии по­слов к сан­до­мир­ско­му вое­во­де Юрию Мни­ше­ку с прось­бой вы­дать свою дочь Ма­ри­ну за­муж за Лже­дмит­рия. В 1606, при­сое­ди­нив Ма­ри­ну Мни­шек че­рез ми­ро­по­ма­за­ние к пра­во­сла­вию, вен­чал её с Лже­дмит­ри­ем. По не­ко­то­рым дан­ным, в пат­ри­ар­шем са­не И. го­тов был со­дей­ст­во­вать при­ня­тию рус. Цер­ко­вью унии. По­сле убий­ст­ва Лже­дмит­рия ли­шён пат­ри­ар­ше­го и епи­скоп­ско­го са­на и со­бо­ром ар­хие­ре­ев оп­ре­де­лён мо­на­хом в Чу­дов мон. Со­бор не счи­тал И. не­за­кон­ным пат­ри­ар­хом; од­на­ко вме­нил ему в ви­ну то, что он, не кре­стив, а толь­ко лишь ми­ро­по­ма­зав Ма­ри­ну Мни­шек, до­пус­тил её к при­ча­ще­нию и вен­чал с Лже­д­мит­ри­ем. По­сле за­клю­че­ния в 1611 в Чу­дов мон. пат­ри­ар­ха Гер­мо­ге­на И. был вос­ста­нов­лен про­поль­ской пар­ти­ей бо­яр в пат­ри­ар­шем са­не. Чув­ст­вуя опас­ность сво­его мни­мо­го пат­ри­ар­ше­ст­ва, бе­жал в Лит­ву, по до­ро­ге был схва­чен по­ля­ка­ми и пред­став­лен Си­гиз­мун­ду III, ко­то­рый пред­ло­жил ему воз­вра­тить­ся в Мо­ск­ву ли­бо ос­тать­ся в Поль­ше. И. по­се­лил­ся в уни­ат­ском ви­лен­ском Тро­иц­ком мон., при­няв здесь унию. Скон­чал­ся и по­гре­бён там же. Ис­точ­ни­ки Смут­но­го вре­ме­ни со­дер­жат весь­ма от­кро­вен­ные от­зы­вы об И. – его име­ну­ют «су­щим вол­ком, ере­ти­ком», «му­жем глу­пым и пья­ни­цей и сра­мо­слов­цем и ко­щун­ни­ком».

Лит.: Дур­но­во Н. Н. Ие­рар­хия Все­рос­сий­ской церк­ви от на­ча­ла хри­сти­ан­ст­ва в Рос­сии и до на­стоя­ще­го вре­ме­ни. М., 1892. Т. 1; Нев­ский П. Цер­ков­но-по­ли­ти­че­ские дея­те­ли смут­но­го вре­ме­ни. Сер­ги­ев По­сад, 1913; Ма­ка­рий (Бул­га­ков), митр. Ис­то­рия Рус­ской церк­ви. М., 1996. Кн. 6.

Вернуться к началу