ИГНА́ТИЙ
-
Рубрика: Религиоведение
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ИГНА́ТИЙ (не позднее 1560, Греция – 1640, Вильно, Речь Посполита), патриарх Московский и всея Руси.
Сведения о его жизни до приезда в Россию скудны. По одним данным, он был епископом г. Эриссо (Греция), а по другим – происходил с о. Кипр, где был архиепископом. Остался без кафедры и уехал в Рим. Оттуда прибыл ок. 1593–95 в Россию; некоторое время жил в Москве на милостыню царя Фёдора Ивановича. Ок. 1603 при Борисе Фёдоровиче Годунове получил рязанскую кафедру. Первым из рус. архиереев признал Лжедмитрия I, встретив его в Туле как царя и приведя к присяге Лжедмитрию всех изменивших Борису Годунову «русских людей». По настоянию Лжедмитрия в июне 1605 был избран патриархом после насильственного сведения с патриаршества патриарха Иова; в июле того же года венчал Лжедмитрия на царство. Принял деятельное участие в свадьбе Лжедмитрия и Марины Мнишек. Участвовал в избрании послов к сандомирскому воеводе Юрию Мнишеку с просьбой выдать свою дочь Марину замуж за Лжедмитрия. В 1606, присоединив Марину Мнишек через миропомазание к православию, венчал её с Лжедмитрием. По некоторым данным, в патриаршем сане И. готов был содействовать принятию рус. Церковью унии. После убийства Лжедмитрия лишён патриаршего и епископского сана и собором архиереев определён монахом в Чудов мон. Собор не считал И. незаконным патриархом; однако вменил ему в вину то, что он, не крестив, а только лишь миропомазав Марину Мнишек, допустил её к причащению и венчал с Лжедмитрием. После заключения в 1611 в Чудов мон. патриарха Гермогена И. был восстановлен пропольской партией бояр в патриаршем сане. Чувствуя опасность своего мнимого патриаршества, бежал в Литву, по дороге был схвачен поляками и представлен Сигизмунду III, который предложил ему возвратиться в Москву либо остаться в Польше. И. поселился в униатском виленском Троицком мон., приняв здесь унию. Скончался и погребён там же. Источники Смутного времени содержат весьма откровенные отзывы об И. – его именуют «сущим волком, еретиком», «мужем глупым и пьяницей и срамословцем и кощунником».