Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ЕВФРОСИ́Н ПСКОВСКИЙ

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 9. Москва, 2007, стр. 573

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: М. В. Первушин

ЕВФРОСИ́Н Псков­ский (в ми­ру Елеа­зар) (ок. 1386, с. Ви­де­ле­бье, Псков­ская рес­пуб­ли­ка – 15.5.1481, Спа­со-Елеа­за­ров мон., Псков­ская рес­пуб­ли­ка), мо­нах, рус. ду­хов­ный пи­са­тель, свя­той Рус. пра­во­слав­ной церк­ви.

В 1422 под­ви­зал­ся в псков­ском Сне­то­гор­ском мон.; по­се­лил­ся в уе­ди­нён­ной ке­лье на р. Тол­ва не­да­ле­ко от Пско­ва (1425). По­сле по­яв­ле­ния уче­ни­ков ос­но­вал об­ще­жи­тель­ный мо­на­стырь (кон. 1440-х гг.), поз­же на­зван­ный Спа­со-­Елеа­за­ров (по мир­ско­му име­ни ос­но­ва­те­ля), со­ста­вил для не­го ус­тав, за­по­ве­дав общ­ность иму­ще­ст­ва в оби­те­ли. От­ка­зав­шись от свя­щен­но­го са­на и на­стоя­тель­ст­ва в мо­на­сты­ре, ос­та­вал­ся ду­хов­ни­ком бра­тии. Для Е. бы­ла ха­рак­тер­на по­та­ён­ность ас­ке­зы, он скры­вал свои под­ви­ги да­же от мо­на­стыр­ской бра­тии. Для вы­яс­не­ния спор­но­го во­про­са о двой­ном («су­гу­бом») или трой­ном («тре­гу­бом») воз­гла­ше­нии «ал­ли­лу­иа» за бо­го­слу­же­ни­ем Е. от­пра­вил­ся в Кон­стан­ти­но­поль (ме­ж­ду 1425 и 1439), но обос­но­ван­но­го от­ве­та там не по­лу­чил. Сам псков­ский инок от­стаи­вал двой­ное воз­гла­ше­ние «ал­ли­лу­ия», его уча­стие в спо­рах по это­му во­про­су ста­ло цен­траль­ной те­мой пер­во­на­чаль­ной ре­дак­ции Жи­тия свя­то­го (со­став­лен­ной не позд­нее 1510). На мне­ние Е. в от­но­ше­нии воз­гла­ше­ния «ал­ли­лу­ия» ссы­ла­лись ста­ро­об­ряд­цы в по­ле­ми­ке с пра­во­слав­ной Цер­ко­вью (по­сле бо­го­слу­жеб­ных ре­форм в сер. 17 в. двой­ное воз­гла­ше­ние «ал­ли­лу­ия» бы­ло за­ме­не­но на трой­ное). Е. – ос­но­ва­тель пер­во­го псков­ско­го об­ще­жи­тель­но­го мо­на­сты­ря, ав­тор ино­чес­ко­го ус­та­ва (кон. 1450-х гг.). Уче­ни­ка­ми Е. бы­ли пре­по­доб­ные: Сав­ва Кры­пец­кий, До­си­фей Верх­не­ост­ров­ский, Ил­ла­ри­он Гдов­ский, Ха­ри­тон Ку­дин­ский, бр. Иг­на­тий, Хар­лам­пий и Пам­фил Псков­ские и др. под­виж­ни­ки. Ка­но­ни­зи­ро­ван в 1549.

Мо­щи Е. на­хо­дят­ся под спу­дом в Спа­со-Елеа­за­ро­вом мон.

Лит.: Се­реб­рян­ский Н. И. Очер­ки по ис­то­рии мо­на­стыр­ской жиз­ни в Псков­ской зем­ле. М., 1908. С. 78–162, 240–306, 367–369; Жи­тие пре­по­доб­но­го Ев­фро­си­на Псков­ско­го: (пер­во­на­чаль­ная ре­дак­ция) / Под­гот. тек­ста, ком­мент. и вступ. ста­тья Н. И. Се­реб­рян­ско­го. СПб., 1909; Охот­ни­ко­ва В. И. Жи­тие Ев­фро­си­на // Сло­варь книж­ни­ков и книж­но­сти Древ­ней Ру­си. Л., 1988. Вып. 2. Ч. 1. С. 262–264; Пер­ву­шин М. В. Пре­по­доб­ный Ев­фро­син Псков­ский в кон­тек­сте рус­ской цер­ков­ной ис­то­рии // Цер­ков­но-ис­то­ри­че­ский вест­ник. 2004. № 11.

Вернуться к началу