Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ДИББУ́К

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 8. Москва, 2007, стр. 722

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




ДИББУ́К (евр. דיבוק; букв. – при­ле­п­ле­ние), в евр. на­род­ных по­верь­ях – злой дух, ко­то­рый все­ля­ет­ся в че­ло­ве­ка, но не сли­ва­ет­ся с ним, со­хра­няя са­мо­стоя­тель­ность, ов­ла­де­ва­ет ду­шой, го­во­рит ус­та­ми жерт­вы, при­чи­ня­ет ду­шев­ный не­дуг.

Рас­ска­зы о все­ле­нии зло­го ду­ха бы­ли ха­рак­тер­ной чер­той евр. на­род­ных по­ве­рий пе­рио­да Вто­ро­го Хра­ма, со­дер­жат­ся они и в тал­му­дич. и мид­ра­ши­ст­ской лит-ре. Сви­де­тель­ст­ва о все­ле­нии и из­гна­нии зло­го ду­ха (бе­са) пред­став­ле­ны так­же в Еван­ге­ли­ях (ср. Мф. 8:28–32; 12:43–45). Впо­след­ст­вии ран­ние по­ве­рья бы­ли до­пол­не­ны сфор­ми­ро­вав­шим­ся в те­че­ние 13 в. в каб­ба­ли­стич. сре­де пред­став­ле­ни­ем о вре­мен­ном все­ле­нии зло­го ду­ха в те­ло че­ло­ве­ка (иб­бур), пе­ре­се­ле­нии душ (гил­гул), при­об­ре­те­нии ду­шой не­по­гре­бён­но­го че­ло­ве­ка вре­до­нос­ной при­ро­ды. Со­во­куп­ность этих пред­став­ле­ний ста­ла ос­но­вой фор­ми­ро­ва­ния по­ве­рий о Д. Пер­вые све­де­ния об из­гна­нии Д. от­но­сят­ся к сер. 16 в.; сам тер­мин «Д.» во­шёл в упот­реб­ле­ние в евр. лит-ре с 17 в. Д. рас­смат­ри­вал­ся как ду­ша, отя­го­щён­ная гре­ха­ми, вслед­ст­вие сво­ей тём­ной при­ро­ды все­лив­шая­ся в те­ло че­ло­ве­ка, со­вер­шив­ше­го тай­ный грех, и ут­ра­тив­шая спо­соб­ность к пе­ре­се­ле­нию. Путь из­гна­ния Д. пре­ду­смат­ри­вал ли­бо от­вер­же­ние Д. воз­мож­но­сти пе­ре­се­ле­ния, ли­бо нис­про­вер­же­ние его в ад. Про­бле­ма­ти­ка, свя­зан­ная с пред­став­ле­ния­ми о Д., рас­смот­ре­на в соч. «Кни­га ви­де­ний» («Се­фер ха-Хе­зио­нот») Хаи­ма Ви­та­ла, «Дух жиз­ни» («Ниш­мат ха­им», 1651) евр. эру­ди­та и об­ществ. дея­те­ля Ма­ну­эля Диа­са Су­эй­ру (Ме­наш­ше бен Ис­ра­эля, 1604–57) и др.

Вернуться к началу