Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

АЛМА́ЗНАЯ СУ́ТРА

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 1. Москва, 2005, стр. 515

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: В. П. Андросов

АЛМА́ЗНАЯ СУ́ТРА (пол­ное назв. «Вад­жра-ччхе­ди­ка Прадж­ня-па­ра­ми­та сут­ры», санскр. «Сут­ра о Со­вер­шен­ной муд­ро­сти, рас­се­каю­щей [тьму не­ве­же­ст­ва] по­доб­но уда­ру мол­нии»), сут­ра цик­ла «Прадж­ня-па­ра­ми­ты» (см. Прадж­ня, Па­ра­ми­ты), один из са­мых из­вест­ных тек­стов буд­диз­ма ма­хая­ны, соз­дан­ный во 2–3 вв. Осн. те­ма А. с. – ил­лю­зор­ный ха­рак­тер яв­ле­ний это­го ми­ра. От­ве­чая на во­про­сы уче­ни­ка, Буд­да опи­сы­ва­ет, час­то в па­ра­док­саль­ной ма­не­ре, по­ве­де­ние, речь и об­раз мыс­лей бод­хи­сат­твы. Для дос­ти­же­ния «без­опор­но­го» мыш­ления и пре­одо­ле­ния ра­цио­наль­ных ка­те­го­рий ре­ко­мен­ду­ет­ся ото­жде­ст­в­лять про­ти­во­по­лож­но­сти (напр., «то, о чём Буд­да про­по­ве­до­вал как о со­вер­шен­ст­ве муд­ро­сти, о том же Он по­ве­дал как о не­со­вер­шен­ст­ве, по­это­му оно на­зва­но со­вер­шен­ст­вом муд­ро­сти»). Идеи А. с. ис­тол­ко­вы­ва­лись На­гард­жу­ной; пер­вые сис­те­ма­тич. ком­мен­та­рии к А. с. на­пи­са­ны в 4 в. Асан­гой и Ва­су­банд­ху. Сут­ра поль­зу­ет­ся ис­клю­чит. ав­то­ри­те­том; пе­ре­ве­де­на прак­ти­че­ски на все язы­ки «сев. буд­диз­ма», со­хра­ни­лись да­же её хо­тан­ская и со­гди­ан­ская ру­ко­пи­си. Су­ще­ст­ву­ет 6 кит. пе­ре­во­дов (один из них яв­ля­ет­ся пер­вой в ми­ре пе­чат­ной кни­гой, да­ти­ро­ван­ной 868).

Вернуться к началу