ПОЛЗУ́ЧЕСТЬ
-
Рубрика: Физика
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ПОЛЗУ́ЧЕСТЬ (англ. creep) материалов, зависящая от времени деформация твёрдого тела под воздействием механич. напряжения. В механике деформируемого твёрдого тела материалы принято различать по их реакции на нагрузку. Если цилиндрич. образец при произвольном растяжении возвращается в исходное состояние сразу же после снятия нагрузки, говорят, что он изготовлен из упругого материала. Если после разгрузки появляется остаточная деформация, которая зависит только от величин нагрузок и порядка их приложения (но не зависит от скорости нагружения и времени выдержки), материал называют упругопластическим. В случае же, когда деформация существенно зависит от длительности нагружения, говорят, что материал обладает ползучестью.
Все материалы в определённом диапазоне напряжений и температур в той или иной мере обладают П. Напр., конструкционные стали или алюминиевые сплавы обнаруживают свойства т. н. ограниченной П. (при которой деформация с течением времени асимптотически стремится к конечному пределу) даже при комнатной темп-ре. Особенно существенна П. металлич. конструкций в условиях высоких температур. Значения температур, при которых необходимо учитывать П., заметно различаются для разных металлов. Так, для алюминиевых сплавов учёт П. во всём диапазоне напряжений важен уже при темп-рах 150–250 °C, для обычных конструкционных сталей – при темп-рах выше 400 °C, для спец. жаропрочных сплавов – при темп-рах выше 700–800 °C.
Зависимость деформации ε растягиваемого образца от времени t при постоянном напряжении σ представлена на рисунке. При построении этой кривой предполагается, что длительность нагружения образца до заданного значения σ очень мала по сравнению с продолжительностью испытания. Поэтому кривая зависимости ε(t) начинается со значения деформации ε0(σ ), соответствующего «мгновенному» нагружению. Разность p=ε (t)-ε0(σ ) называют деформацией П. В общем случае кривая ε(t) имеет три чётко выраженных участка: I – участок с постоянно уменьшающейся скоростью П. (неустановившаяся П.); II – участок с постоянной (минимальной) скоростью П. (установившаяся П.); III – участок ускоряющейся П., предшествующий разрушению. При достаточно малых напряжениях кривая ε(t) может иметь только участок I, тогда как на кривых, соответствующих достаточно большим напряжениям, этот участок может отсутствовать. Для описания зависимости деформации полимеров от времени часто используется теория наследственной ползучести.
Изучение П. материала позволяет исследовать процессы, протекающие в материале при высоких темп-рах. Однако полный учёт свойств материалов приводит к существенному усложнению соотношений, связывающих напряжения, деформации и время, и, соответственно, к существенному усложнению конкретных математич. задач. Задача теории П. заключается в установлении связи между величинами σ, t, p и темп-рой Т; эта связь должна при произвольных законах изменения напряжения σ(t) и темп-ры T(t) определять кривую ползучести p(t).
Принципиально важный вклад в развитие теории П. внесли Ю. Н. Работнов, Ф. Одквист (Швеция), Л. М. Качанов и др. В 1960-х гг. Работнов для описания процесса П. конструкционных материалов при одноосном и сложном напряжённых состояниях предложил кинетич. теорию П. Согласно этой теории, скорость П. структурно устойчивого материала в каждый момент времени зависит от величин напряжения и темп-ры, а также от структурного состояния материала, характеризуемого набором величин, называемых структурными параметрами. Определяющие уравнения теории Работнова включают уравнение механич. состояния и систему кинетич. уравнений для определения этих структурных параметров. Все теоретич. исследования, полученные в мире за последние полвека, опираются на теорию Работнова, развивают и конкретизируют её.
П. металлов нередко проявляется в элементах конструкций, подвергающихся значит. нагрузкам при высоких темп-рах. Впервые учёт деформаций П. потребовался на практике в нач. 20 в. при анализе работы деталей паровых турбин. П. может приводить к разрушению авиац. двигателей, вызывать избыточные деформации обшивки ЛА при высоких скоростях полёта. Особые проблемы вызывает П. в элементах ядерных энергосиловых установок в связи с жёсткими требованиями безопасности. П. учитывается при проектировании системы термич. защиты КА. В технологич. процессах (прокатка, штамповка и др.) перспективно использование высокотемпературного формоизменения заготовок в условиях П. Большое значение имеет применение теории П. при разработке методов расчёта непрерывной разливки стали.