ОТРЫВНО́Е ТЕЧЕ́НИЕ
-
Рубрика: Физика
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ОТРЫВНО́Е ТЕЧЕ́НИЕ, течение вязкой жидкости (газа), при котором поток, следующий вдоль твёрдой поверхности, отрывается от неё. При обтекании гладких тел (и больших числах Рейнольдса) пограничный слой потока, непосредственно прилегающий к обтекаемому телу, затормаживается сильнее, чем слои, удалённые от тела. Это приводит к уменьшению до нуля касательного трения на обтекаемой поверхности, отрыву потока от неё и образованию за линией отрыва возвратного течения (рис. 1). С «подветренной» стороны тела происходит смешение набегающего потока и возвратного течения. При наличии неровностей на поверхности обтекаемого тела отрыв потока может возникать перед уступом и после него, над выемкой и т. п. Для гладкой поверхности различают О. т., в которых происходит или не происходит последующее присоединение оторвавшегося потока к поверхности. При достаточно больших числах Рейнольдса генерируется вихревой слой (рис. 2). В турбулентном пограничном слое перемешивание увеличивает скорость потока вблизи стенки, поэтому при прочих равных условиях турбулентный пограничный слой отрывается ниже по потоку, чем ламинарный.
Отрыв потока в некоторых случаях приводит к вредным последствиям: увеличению сопротивления движению, уменьшению несущей способности и ухудшению управляемости летательных аппаратов, надводных и подводных судов, возрастанию тепловых потоков в области присоединения к телу оторвавшихся струй. Для реализации безотрывного обтекания тела (напр., крыла) необходимо выполнение достаточно жёстких условий (малые числа Рейнольдса, тонкие профили, малые углы атаки, отсутствие выступающих точек у обтекаемого контура и др.). На практике эти условия трудно выполнимы, и при обтекании, как правило, возникают О. т. В ряде случаев управляемый отрыв течения может быть использован для создания требуемых аэродинамич. сил и моментов, обеспечения нужного режима теплопередачи и улучшения аэродинамич. характеристик летательных аппаратов.
О. т. широко распространены в технике, поэтому их исследование имеет большое практич. значение. Проблема определения линии отрыва потока от поверхности обтекаемого тела и изучения сложного течения, образующегося у задней кромки тела, принадлежит к числу фундаментальных и наиболее трудно поддающихся анализу проблем теоретич. гидродинамики. Достаточно подробно разработана концепция О. т. для плоских и осесимметричных течений при трансзвуковых, сверхзвуковых и гиперзвуковых скоростях. Менее разработана теория нестационарного и пространственного отрыва. Появление эффективных численных методов и суперкомпьютеров позволило проводить расчёт всего поля течения около тел реальной конфигурации в рамках решения полных уравнений Навье – Стокса или Рейнольдса (для турбулентных режимов обтекания) с учётом всех возникающих отрывов, а также расчёт течения в донной области, ближнем и дальнем следе за телом.