К-МЕЗО́НЫ
-
Рубрика: Физика
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
Книжная версия:
Электронная версия:
К-МЕЗО́НЫ (каоны), группа из двух заряженных (K+, K− ) и двух нейтральных (K0, ˜K0) частиц с массой, приблизительно равной половине массы протона, и нулевым спином. K-м. участвуют в процессах сильного взаимодействия (т. е. являются адронами) и обладают сохраняющимся в этих процессах особым квантовым числом – странностью. K+- и K0-мезоны имеют странность S=+1, а K− и ˜K0, являющиеся их античастицами, странность S=−1. Согласно простейшей кварковой модели, мезоны K+ и K0 состоят из антикварка (˜s) со странностью S=1 и соответственно из лёгких u- и d-кварков: K+(˜s,u), K0(˜s,d), а их античастицы K− и ˜K0 составлены из кварка s и антикварков ˜u и ˜d: K−(s,˜u),˜K0(s,˜d) (см. Элементарные частицы).
K-м. K+ и K0 объединяются в изотопический дублет (см. Изотопическая инвариантность). Аналогичную группу составляют мезоны ˜K0 и K− . Вместе с π-мезонами (пионами) и т. н. η-мезоном они входят в октет псевдоскалярных мезонов с отрицательной внутр. чётностью и нулевым барионным числом.
K-м. впервые наблюдались в космич. лучах в 1947–51, однако были полностью идентифицированы только после получения их на ускорителях высокой энергии в 1954. В процессах сильного взаимодействия частиц, не обладающих странностью (напр., нуклонов), K-м. рождаются совместно друг с другом или с др. странными частицами так, чтобы сохранялось суммарное (нулевое) значение странности. Масса заряженных K-м. составляет (493,677±0,016) МэВ, а масса нейтральных – (497,648±0,022) МэВ. Нейтральные K-м. имеют несколько бòльшую массу, т. к. входящий в их состав d- (или ˜d-) кварк «тяжелее», чем u- (или ˜u-) кварк в составе заряженных.
Распад K-м. происходит под влиянием слабого взаимодействия. Время жизни заряженных K-м. составляет τ=(1,2385±0,0024)·10–8 с. Осн. каналами распада K-м. являются: \text{K}^{\pm} \to \mu^\pm \nu_{\mu}(\tilde\nu_{\mu})(63%); \text K^\pm \to\pi^\pm\pi^0 (21%); \text K^\pm\to\pi^\pm\pi^\pm\pi^\mp(5,6%); \text K^\pm\to\pi^\pm\pi^0\pi^0 (1,8%); \text K^\pm\to\pi^0e^\pm \nu_e (\widetilde{\nu}_e) (5%); \text K^\pm\to\pi^0\mu^\pm \nu_\mu (\widetilde{\nu}_\mu)(3,3%). Возможность распада K-м. как на два, так и на три пиона (с разл. пространственной чётностью в конечном состоянии) явилась первым указанием на нарушение пространственной чётности в слабых взаимодействиях.
Нейтральные K-м. обладают специфич. свойствами, связанными с тем, что при слабом взаимодействии, нарушающем странность, возможны переходы \text K^0 \leftrightarrow \tilde{\text K}^0, т. н. осцилляции. Благодаря этому в вакууме в качестве частиц с определёнными временем жизни и массой проявляются т. н. долгоживущие \text K^0_{L}- и короткоживущие \text K^0_{S}- мезоны, которые являются суперпозицией состояний \text K^0 и \tilde{\text K}^0(см. Суперпозиции состояний принцип). С точностью до квадрата малой величины \varepsilon(|\varepsilon|=2,23·10^{–3}) эти суперпозиции можно представить в виде \text K^0_{S}\approx \text K^0_{1}+\varepsilon \text K^0_{2} и \text K^0_{L}\approx \text K^0_{2}+\varepsilon \text K^0_{1}, где \text K^0_{1}=(1/\sqrt2) (\text K^0+\tilde {\text K}^0)и \text K^0_{2}=(1/\sqrt2) (\text K^0-\tilde {\text K}^0) – состояния с определённой комбинированной чётностью (СР-чётностью): \text K^0_{1} – с положительной, \text K^0_{2} – с отрицательной. Поэтому состояние \text K^0_{2}не может переходить в два пиона с положительной СР-чётностью и время жизни \text K^0_{L} оказывается намного бо́льшим, чем у \text K^0_{S}, для которого канал распада на два пиона является основным. Как было установлено в 1964, долгоживущий \text K^0_{L}-мезон с вероятностью ≈ 2·10–3 также может распадаться на два пиона. Это свидетельствует о наличии \text K^0_{1} в составе суперпозиции и нарушении СР-симметрии. Такое «миллислабое» нарушение СР-симметрии может быть объяснено в рамках стандартной модели элементарных частиц.
Осн. каналами распада нейтрального являются: \text K^0_{L}\to \pi^\pm e^\mp \widetilde{\nu}_e (\nu_e)(40,5%); \text K^0_{L}\to\pi^\pm \mu^\mp \widetilde{\nu}_\mu (\nu_\mu)(27%); \text K^0_{L}\to3\pi^0 (19,6%); \text K^0_{L}\to \pi^+ \pi^-\pi^0 (12,6%). Время жизни \text K^0_{L}и \text K^0_{S} соответственно равно: \tau_{\text K^0_{L}}\approx (5,11\pm0,021)\cdot10^{-8} с, \tau_{\text K^0_{S}}\approx 0,895\cdot10^{-10} с, а разность масс m_{\text K_L} - m_{\text K_S}=(3,483±0,006)·10^{–6} эВ. Используя эту величину и ряд др. измеренных экспериментально параметров \text K_L-распада, можно заключить, что отношение разности масс \tilde{\text K}^0 и \text K^0 -мезонов к их средней массе не превышает 10–18. Эта величина является наиболее точной проверкой СРТ-теоремы, согласно которой массы частиц и античастиц должны быть равны друг другу.