КАВИТА́ЦИЯ
-
Рубрика: Физика
-
Скопировать библиографическую ссылку:
КАВИТА́ЦИЯ (от лат. cavitas – пустота) (гидродинамическая кавитация), образование в жидкости пузырьков или полостей, заполненных паром, газом или их смесью, при обтекании жидкостью твёрдых тел. К. возникает при вскипании жидкости за счёт гидродинамич. понижения давления. В местах сужений (особенно на передних кромках обтекаемых препятствий), где давление жидкости становится ниже некоторой величины $p_H$, практически равной давлению насыщенного пара, происходит образование кавитационных пузырьков. Величина $p_H$ обычно мала; для воды при темп-ре 18 °C она составляет 2·103 Па. Образовавшиеся пузырьки плывут по потоку и, попадая при расширении потока в область повышенного давления, начинают сжиматься. Сжатие пузырька неустойчиво; при этом вблизи твёрдой поверхности образуется кумулятивная струя, направленная к поверхности тела, скорость которой может достигать нескольких километров в секунду. Это явление приводит к разрушению поверхности – кавитационной эрозии. Эрозия наблюдается на поверхностях гребных винтов, подводных крыльев, лопаток гидротурбин, стенок водоводов, насосов и т. п.
При заданной форме обтекаемого тела возникновение К. описывается безразмерным параметром $σ = 2(p_∞ - p_H)/(ρv^2_∞) $$ (p_∞$ и $v_∞$ – давление и скорость набегающего потока, $ρ$ – плотность жидкости). Этот параметр называется числом К. и служит одним из критериев подобия кавитационных течений. Увеличение скорости набегающего потока $v_∞$ после начала К. приводит к возрастанию числа пузырьков и их объединению в общую каверну – кавитационную полость, заполненную паром. Возникает развитое струйное течение. Одно из средств борьбы с кавитационной эрозией – создание профилей т. н. суперкавитирующих крыльев с острой передней кромкой, способствующей образованию достаточно длинной каверны, которая, замыкаясь за крылом, не разрушает его.
В некоторых устройствах в специально организованную каверну подаётся газ под давлением, близким к давлению набегающего потока, что приводит к сильному развитию К. (малые значения числа К. $σ$ ) и формированию длинных каверн. Кавитационные течения, образующиеся в результате подвода газа внутрь каверны, называются искусственной К. При наличии каверны на тело действует также сила сопротивления, возникающая за счёт отрыва потока. Эта сила определяется с помощью модели идеальной жидкости. Напр., при $σ = 0$ на длинную пластинку шириной $l$, поставленную поперёк потока, в расчёте на единицу длины действует сила $F = πρv^2_∞l/(4 + π)$. Искусственная К. применяется в судостроении для уменьшения площади смачиваемой поверхности тела и, соответственно, снижения сопротивления вязкого трения.
При воздействии на гидромашины, кроме эрозии поверхности, К. вызывает повышенные вибрации и резкий шум в проточной части, а также рост гидравлич. потерь, что сопровождается снижением кпд машин. Осн. способом предотвращения К. является увеличение гидростатич. давления в зоне возможного возникновения кавитационных течений, для чего проточный тракт гидромашины заглубляется относительно уровня нижнего бьефа на достаточную глубину.
В водопроводящих гидротехнич. сооружениях (при обтекании входных оголовков глубинных водосбросов, пазов затворов гасителей энергии на водобое, неровностей смоченной поверхности и др.) из-за возникновения К. происходит отрыв потока от поверхности водопроводящего тракта и искривление его траектории, а также образование вихревых зон. Методы защиты гидротехнич. сооружений от воздействия К.: уменьшение воздействия К. на элементы конструкции (совершенствование гидродинамич. форм, повышение гладкости поверхности и т. п.); воздействие на структуру потока (обеспечение плавности входа и выхода потока, снижение вероятности отрыва потока, введение воздуха в зоны развитой кавитации и др.); обеспечение высокой кавитационной износостойкости облицовки водосбросов за счёт применения кавитационно-стойких материалов и улучшения технологии укладки бетона, введение спец. добавок, в особых случаях использование стальных облицовок.
Искусственная К. широко применяется для гидродинамич. подводной очистки корпусов судов, гидротехнич. и очистных сооружений, подводной части опор мостов и буровых платформ и др.