АЭРОДИНАМИ́ЧЕСКИЕ СИ́ЛА И МОМЕ́НТ
-
Рубрика: Физика
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
АЭРОДИНАМИ́ЧЕСКИЕ СИ́ЛА И МОМЕ́НТ, величины, характеризующие воздействие газообразной среды на движущееся в ней тело (напр., на самолёт). Силы давления и трения, действующие на поверхности тела, могут быть приведены к равнодействующей $\boldsymbol R$ этих сил, называемой аэродинамич. силой, и к паре сил с моментом $\boldsymbol M$, называемым аэродинамич. моментом. Аэродинамич. силу раскладывают на составляющие в прямоугольной системе координат (рис. 1), связанной либо с вектором скорости тела $\boldsymbol v$ (поточная система), либо с самим телом (связанная система). В поточной системе сила, направленная в сторону, противоположную вектору $\boldsymbol v$, называется аэродинамическим сопротивлением $\boldsymbol X$, перпендикулярная к вектору $\boldsymbol v$ и лежащая в вертикальной плоскости – подъёмной силой $\boldsymbol Y$, а перпендикулярная к ним обеим – боковой силой $\boldsymbol Z$. В связанной системе координат аналогом первых двух сил являются тангенциальная $\boldsymbol T$ и нормальная $\boldsymbol N$ силы.
Аэродинамич. момент играет важную роль при расчёте движения летательных аппаратов, определяя их устойчивость и управляемость, и представляется в виде трёх проекций на оси координат, связанные с телом (рис. 2): $M_x$ (момент крена), $M_y$ (момент рыскания) и $M_z$ (момент тангажа). Знаки моментов положительны, когда они стремятся повернуть тело соответственно от оси $y$ к оси $z$, от оси $z$ к оси $x$, от оси $x$ к оси $y$. А. с. и м. зависят от формы и размеров тела, свойств и состояния среды, в которой происходит движение, от скорости центра масс тела и его ориентации к направлению скорости, от угловой скорости вращения, а в некоторых случаях и от ускорения движения тела. Определение А. с. и м. для тел разл. формы и при всевозможных режимах полёта – одна из гл. задач аэродинамики и аэродинамич. эксперимента.