ЛУ́КМАН
-
Рубрика: Философия
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ЛУ́КМАН (Luckmann) Томас (р. 14.10.1927, Есенице, Югославия – 10.5.2016 ?), нем. социолог, представитель феноменологической социологии. С 1945 в эмиграции в Австрии, с 1951 – в США. Учился в Новой школе социальных исследований в Нью-Йорке (1951–53), затем преподавал в ней, а также в ун-тах Нью-Йорка, Фрайбурга, Франкфурта-на-Майне. В 1970–94 проф. социологии в Констанце (Германия). Ученик и последователь А. Шюца, после его смерти реализовал его проект систематич. описания элементарных «структур жизненного мира», лежащих в основе социального опыта, языка и социальной деятельности. В духе идей Э. Гуссерля и Щюца «феноменология жизненного мира» должна была, по замыслу Л., стать «универсальной наукой», «матрицей» всех социальных наук. В написанном совм. с П. Бергером труде «Социальное конструирование реальности» («The social construction of reality», 1966, рус. пер. 1995) разрабатывалась феноменологич. версия социологии знания, обращённая, в отличие от всей предшествующей социологии знания, к обыденному, дотеоретич. знанию, которым человек оперирует в своей повседневной жизни. Общество в его целостности предстаёт и как «объективная реальность» – созидание человеком себя самого и окружающей его социально-культурной среды (экстернализация), сопровождающееся объективацией продуктов его деятельности и социальных институтов, и как «субъективная реальность» – смысловой образ мира, который возникает в процессе интерсубъективного конституирования с помощью интерпретативных актов сознания и составляет содержание «коллективных представлений», усваиваемых индивидом в процессе социализации (интернализация). «Легитимация», предлагающая способы объяснения и оправдания социального мира, даёт представителю данной общности знание о том, чем являются те или иные вещи (когнитивный элемент) и почему он должен поступать так, а не иначе (нормативный элемент). «Матрицей всех социально объективированных и субъективно реальных значений», обеспечивающей интеграцию всего многообразия институциональных процессов, является «символический универсум». «Трансцендирование» (выход за пределы биологич. существования человека) – одно из центр. понятий Л. – понимается им в русле идей нем. философской антропологии 20 в. как процесс конструирования смыслового универсума. Значимость религии как символич. универсума состоит в её обращении к трансцендентному, выходящему за пределы любого повседневного опыта, тогда как др. смысловые системы в большей или меньшей степени связаны с повседневным опытом. В работе «Проблема религии в современном обществе» («Problem der Religion in der modernen Gesellschaft», 1963; англ. вариант «Невидимая религия» – «Invisible religion», 1967) религиозность рассматривается как изначально присущая человеку, меняются лишь формы её проявления, связанные с социальными изменениями. Отмечая, что упадок «церковно-ориентированной религии» может сопровождаться ростом внецерковной религиозности в силу того, что человек не способен жить без опыта трансценденции, Л. видит в этой возникающей в совр. секуляризованном обществе «приватной» («невидимой») религии гарантию «автономии» человека и возможности его самореализации.