Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ХВОСТО́В ВЕНИАМИН МИХАЙЛОВИЧ

  • рубрика

    Рубрика: Философия

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 34. Москва, 2017, стр. 8-9

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Д. Г. Подвойский, А. П. Пятнов

ХВОСТО́В Ве­ниа­мин Ми­хай­ло­вич [29.2 (12.3).1868, Сим­фе­ро­поль – 5.2.1920, Мо­ск­ва], рус. пра­во­вед и со­цио­лог. Сын су­дей­ско­го чи­нов­ни­ка. Брат М. М. Хво­сто­ва, дя­дя Вла­ди­ми­ра М. Хво­сто­ва. Окон­чил юри­дич. ф-т Моск. ун-та (1889), уче­ник Н. П. Бо­го­ле­по­ва. При­ват-до­цент (1892–99), экс­т­ра­ор­ди­нар­ный (1899–1901) и ор­ди­нар­ный (1901–1911 и с 1917) проф. юри­дич. ф-та Моск. ун-та. В 1900–10-х гг. пре­по­да­вал так­же на Выс­ших жен­ских юри­дич. кур­сах В. А. Пол­то­рац­кой и в Моск. го­род­ском нар. ун-те им. А. Л. Ша­няв­ско­го. В нач. 1911 вме­сте с ря­дом учё­ных по­ки­нул Моск. ун-т в знак про­тес­та про­тив по­ли­ти­ки Мин-ва нар. про­све­ще­ния («де­ло Кас­со»). Один из ос­но­ва­те­лей Моск. на­уч. ин-та (1912), ор­га­ни­за­тор и пер­вый ру­ко­во­ди­тель (1917–20) Ин-та со­ци­аль­ной пси­хо­ло­гии. По­кон­чил жизнь са­мо­убий­ст­вом.

Как юрист Х. был из­вес­тен бла­го­да­ря мно­го­числ. ра­бо­там по тео­рии пра­ва, ис­поль­зо­вав­шим­ся в нач. 20 в. в ка­че­ст­ве уни­вер­си­тет­ских учеб­ни­ков. В со­цио­ло­гии вы­сту­пал как кри­тик разл. форм «на­ту­ра­лиз­ма», по­лу­чив­ших рас­про­стра­не­ние в 19 в., в т. ч. в рус­ле по­зи­ти­виз­ма и мар­ксиз­ма. Пред­ло­жен­ный Х. про­ект со­цио­ло­гии ос­но­вы­вал­ся на со­че­та­нии пси­хо­ло­гиз­ма (об­ще­ст­во как про­дукт «ду­хов­но­го об­ще­ния» и взаи­мо­дей­ст­вия лю­дей) и не­ко­то­рых идей нео­кан­ти­ан­ст­ва (тео­рия цен­но­стей, раз­ли­че­ние но­мо­те­ти­че­ско­го ме­то­да и идио­гра­фи­че­ско­го ме­то­да на­уч. по­зна­ния). Ядром со­цио­ло­гии как наи­бо­лее об­щей нау­ки о че­ло­ве­че­ском об­ще­ст­ве ста­но­вит­ся уче­ние о кол­лек­тив­но-пси­хич. фе­но­ме­нах, не­объ­яс­ни­мых и не­вы­во­ди­мых из за­ко­нов ес­те­ст­во­зна­ния и ин­ди­ви­ду­аль­ной пси­хо­ло­гии. Спец. цикл ра­бот Х. по­свя­щён ген­дер­ной про­бле­ма­ти­ке и оцен­ке пер­спек­тив жен­ской эман­си­па­ции.

Соч.: Об­ще­ст­вен­ное мне­ние и по­ли­ти­че­ские пар­тии. М., 1906; Этю­ды по со­вре­мен­ной эти­ке. М., 1908; Нрав­ст­вен­ная лич­ность и об­ще­ст­во. М., 1911; Жен­щи­на и че­ло­ве­че­ское дос­то­ин­ст­во. М., 1914; Ос­но­вы со­цио­ло­гии: Уче­ние о за­ко­но­мер­но­сти об­ще­ст­вен­ных про­цес­сов. М., 1923; Сис­те­ма рим­ско­го пра­ва. М., 1996; Очерк ис­то­рии эти­че­ских уче­ний. 3-е изд. М., 2006; Эти­ка че­ло­ве­че­ско­го до­сто­ин­ст­ва: Кри­ти­ка пес­си­миз­ма и оп­ти­миз­ма. 3-е изд. М., 2007; Тео­рия ис­то­ри­че­ско­го про­цес­са: Очер­ки по фи­ло­со­фии и ме­то­до­ло­гии ис­то­рии. 5-е изд. М., 2009; Об­щая тео­рия пра­ва: Эле­мен­тар­ный очерк. 5-е изд. М., 2011; Со­цио­ло­гия: Ис­то­ри­че­ский очерк уче­ний об об­ще­ст­ве. 2-е изд. М., 2011.

Вернуться к началу