Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

УДАЯ́НА

  • рубрика

    Рубрика: Философия

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 32. Москва, 2016, стр. 677

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




УДАЯ́НА (10–11 вв.), инд. фи­ло­соф, ло­гик. Сис­те­ма­ти­за­тор «ста­рой» ньяи и вай­ше­ши­ки, при­знан­ный ав­то­ри­тет для ло­гич. шко­лы «но­вой» ньяи (на­вья-ньяя). У. про­сла­вил­ся как ис­кус­ный по­ле­мист, спо­соб­ст­во­вав­ший па­де­нию ав­то­ри­те­та буд­дий­ской ло­ги­ки и вы­тес­не­нию буд­диз­ма из Ин­дии. Ав­тор 7 со­чи­не­ний, из ко­то­рых наи­бо­лее из­вест­ны трак­та­ты «Ат­ма-тат­тва-ви­ве­ка» («Раз­ли­че­ние сущ­но­сти Ат­ма­на») и «Ньяя-ку­су­манд­жа­ли» («Бу­кет цве­тов ньяи»). «Ат­ма-тат­тва-ви­ве­ка» со­дер­жит до­ка­за­тель­ст­во су­щест­во­ва­ния Ат­ма­на в по­ле­ми­ке про­тив буд­ди­стов, обос­но­ва­ние бы­тия Бо­га и ав­то­ри­тет­но­сти Вед, а так­же кон­цеп­цию окон­чат. ос­во­бо­ж­де­ния (мок­ша). «Ньяя-ку­су­манд­жа­ли» по­свя­щён оп­ро­вер­же­нию атеи­стич. ар­гу­мен­тов буд­ди­стов и из­ло­же­нию вось­ми до­ка­за­тельств бы­тия лич­но­го Бо­га, ос­но­ван­ных на раз­гра­ни­че­нии при­ро­ды при­чи­ны и при­ро­ды след­ст­вия: мир есть лишь след­ст­вие, ко­то­рое не­воз­мож­но объ­яс­нить толь­ко ак­тив­но­стью ато­мов, но не­об­хо­ди­мо до­пус­тить су­ще­ст­во­ва­ние выс­ше­го ра­зум­но­го су­ще­ст­ва, яв­ляю­ще­го­ся при­чи­ной и тво­ре­ния ми­ра, и дей­ст­вия ато­мов.

Лит.: Amma K. V. Udayana and his philosophy. Delhi, 1985.

Вернуться к началу