РО́РТИ
-
Рубрика: Философия
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
РО́РТИ (Rorty) Ричард (4.10.1931, Нью-Йорк – 8.6.2007, Пало-Альто), амер. философ, представитель неопрагматизма. Учился в Чикагском (1946–52) и Йельском (1952–56) ун-тах. Проф. Принстонского (1961–82), Виргинского (1982–1998) и Станфордского (1998–2005) ун-тов.
Широкую известность Р. принесли сочинения 1970–80-х гг. («Философия и зеркало природы» – «Philosophy and the mirror of nature», 1979, рус. пер. 1997; «Последствия прагматизма» – «The consequences of pragmatism», 1982; «Случайность, ирония и солидарность» – «Contingency, irony and solidarity», 1989, рус. пер. 1996), в которых дана критика новоевропейского представления о философии как фундам. дисциплине, обеспечивающей частные науки эпистемологич. основаниями и обладающей «привилегированным доступом» к истине и познанию реальности. Отвергая «репрезентационистский миф» о философии как «зеркале» природы, Р. считает, что познание не отражает реальность (от англ. to copy), а помогает справляться (от англ. to cope), взаимодействовать с ней, как справляется инструмент с материалом. Теория истинна, если она работоспособна, т. е. позволяет контролировать ситуацию и управлять ходом событий. Располагая некоторым огранич. набором теоретич. инструментов, изобретённых предшественниками, учёный действует исходя из того, что признаётся полезным, удобным или целесообразным в культурно-языковом сообществе, к которому он принадлежит. Такой «этноцентристский» подход Р. противопоставляет «фундаментализму» Р. Декарта, Дж. Локка, Б. Рассела и раннего Л. Витгенштейна.
Каждый феномен культуры, и в первую очередь язык, Р. рассматривает как «явление времени и случая». Культура случайна, поскольку творится людьми, а не Богом или Мировым Разумом; каждое новое поколение постулирует свои цели и ценности, создаёт свой язык, «конечный словарь» (final vocabulary). Поскольку сличение словаря или к.-л. версии истолкования бытия с объективной реальностью невозможно, говорить нужно не столько о дескрипции (описании) мира, сколько о редескрипции – переописании более ранних или альтернативных концепций, средством которой служит метафоризация – введение в оборот новых понятий-метафор. Социальный идеал Р. – антиавторитарное либерально-демократич. общество, свободное от диктата идеологии и гос. бюрократии, не приемлющее никакой власти и унификации, кроме общего интереса «собеседников», участников культурного диалога. Цель философии – поддерживать этот живой разговор.
Сочинения Р. способствовали популяризации прагматизма (прежде всего философии У. Джеймса и Дж. Дьюи), сближению англосаксонской и континентальной филос. традиций.