РЕССЕНТИМЕ́НТ
-
Рубрика: Философия
-
Скопировать библиографическую ссылку:
РЕССЕНТИМЕ́НТ, ресентимент (франц. ressentiment, букв. – ответное чувство; озлобленность, враждебность, злопамятство), эмоциональное переживание, в основе которого лежит затаённое, непроявленное, вытесненное внутрь чувство скрытой ненависти, зависти, обиды, злобы и т. п. Впервые было подвергнуто филос. анализу в качестве ключевого понятия в соч. Ф. Ницше «О генеалогии морали» (1887), в дальнейшем подробно рассмотрено в работе М. Шелера «Ресентимент в структуре моралей» (1915, рус. пер. 1999). В отличие от активных агрессивных импульсов, Р. – это реактивное образование, основу его всегда составляет подавленная в силу собств. бессилия и страха реакция на действия (агрессивные, оскорбительные и т. п.) или специфич. особенности др. человека, реакция отсроченная и перенесённая на др. время и более подходящую ситуацию.
М. Шелер характеризует Р. – это «самоотравление души» – как «долговременную психическую установку, возникающую вследствие систематически практикуемого подавления» тех или иных негативных душевных движений и аффектов, которое делает невозможным их непосредств. выражение и разрядку. Подвергнутые вытеснению, они постепенно освобождаются от связи с конкретным (ненавистным) объектом, «иррадиируют» в разл. направлениях и превращаются в негативную установку к определённому кругу явлений (таков, напр., механизм формирования классовой ненависти, ксенофобии и др.). Важнейшими исходными пунктами в формировании Р. Шелер считал импульс мести, а также проистекающие из ценностного сравнения себя с другими – зависть (в т. ч. «экзистенциальная зависть» к индивидуальному бытию др. человека), ревность, одержимость соперничеством. В наибольшей предрасположенности к формированию Р. оказываются люди, находящиеся в подчинённом или к.-л. образом ущемлённом положении, в особенности в случае «высоких, сдерживаемых втуне притязаний, гордыни, не соответствующей внешнему статусу» и т. п.
Р. является источником разл. «ценностных иллюзий» («игра на понижение» и др. искажения ценностной картины мира), он играл существенную роль в формировании системы предпочтений, характерных для тех или иных историч. форм морали (в т. ч. новоевропейской буржуазной морали).
Солидаризуясь с Ф. Ницше в его критике Р., присутствие которого обнаруживается в т. ч. и в искажённых формах христианской морали (сентиментальное «человеколюбие», апология «бедности», «страдания» как таковые), М. Шелер констатирует принципиальное непонимание Ницше подлинного смысла христианского благовестия, в основе которого лежит чуждый какого-либо Р. свободный духовный акт жертвенной «нисходящей» любви к миру.