ПРЕДРАССУ́ДОК
-
Рубрика: Философия
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ПРЕДРАССУ́ДОК, предубеждение, негативное отношение или антипатия к социальной группе и к её отд. представителям. Наиболее известные виды П.: расизм (по отношению к расовым и этнич. группам), сексизм (по отношению к людям определённого пола), эйджизм (по отношению к людям определённого возраста, чаще всего пожилым), гомофобия (по отношению к людям определённой сексуальной ориентации).
Начиная с вышедшей в 1954 книги Г. Олпорта «Природа предубеждения» («The nature of prejudice») принято выделять три компонента П. – аффективный (ненависть, отвращение, чувство брезгливости), когнитивный (безосновательно враждебные представления о социальной группе), поведенческий (негативное поведение, направленное на членов социальной группы из-за их членства в ней); наиболее значимым из них является аффективный компонент.
В качестве многообразных источников П. в разных психологич. школах рассматриваются: индивидуальные различия людей в проявлении антипатии к группам или их членам (предрасположенность к неприятию всех чужих групп и предпочтению собств. группы как характерная особенность авторитарного типа личности – Т. Адорно); конкуренция между группами за ограниченные ресурсы, власть и статус, т. е. реальный конфликт интересов; осознание индивидом своей принадлежности к группе, т. е. поддержание им позитивной социальной идентичности (амер. психологи А. Ташфел, Дж. Тернер); социальное научение (П. детей как отражение установок их родителей, друзей, трансляция традиц. социальных норм); восприятие индивидом той или иной угрозы со стороны чужой группы или её членов вне зависимости от того, реальна она или нет.
Степень предубеждённости индивидов и способы её проявления зависят от того, какие отношения между социальными группами считаются приемлемыми в том или ином обществе. Г. Олпорт выделил пять осн. форм П. в порядке возрастания их интенсивности: вербальное выражение антипатии – неприязненные высказывания по отношению к чужим группам; избегание «нелюбимой» группы; активные действия, ведущие к дискриминации членов чужой группы – исключения их из некоторых сфер деятельности, мест проживания и т. п.; прямые акты насилия – физич. нападения на членов группы, их храмы и кладбища; крайняя форма П. – истребление «чужих» (линчевания, погромы, геноцид).
Социальный климат совр. общества привёл к трансформациям в интенсивности и формах проявления П., а к иерархии Г. Олпорта была добавлена ещё одна, самая мягкая форма П. – скрытые предубеждения, такие едва уловимые и косвенные проявления межгрупповой антипатии, как недостаток уважения личностного пространства, уход от контакта глаз и вербального взаимодействия, пренебрежительный тон и др. В качестве П. рассматривается также благожелательно-покровительственное и даже преувеличенно позитивное отношение к представителям этнич. меньшинств, женщинам и т. п.
В процессе поисков методов устранения П. разработана т. н. гипотеза контакта, согласно которой П. ослабляются непосредственной межгрупповой коммуникацией. Разрушение П. в этом случае происходит, если взаимодействующие группы обладают равным статусом, имеют общие цели, требующие кооперации, и подчиняются единому своду правил.
В качестве метода ослабления П. используется также кооперативное взаимодействие между группами, организованное таким образом, что границы между ними стираются и общение между людьми происходит на межличностном, а не на межгрупповом уровне. Апелляция к личностным характеристикам членов групп даёт возможность получить информацию, не соответствующую социальным стереотипам, и разрушает устойчивое восприятие чужой группы как однородной общности. Предубеждённость может быть снижена и за счёт восприятия участниками взаимодействия себя не как представителей разных групп, а как членов объединённой группы, интегрированной по другому, общему критерию, т. е. в результате формирования надгрупповой идентичности.
Эффективным методом ослабления П. является модель взаимной дифференциации: осознание в процессе совместной работы разных групп своей взаимозависимости при выполнении общей задачи, сопровождающееся оценкой своих сильных и слабых сторон. Модель позволяет членам групп сохранять свою социальную идентичность, изменяя восприятие ситуации межгруппового взаимодействия с негативного на позитивное.