Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ПРЕДРАССУ́ДОК

  • рубрика

    Рубрика: Философия

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 27. Москва, 2015, стр. 416

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Т. Г. Стефаненко

ПРЕДРАССУ́ДОК, пре­ду­бе­ж­де­ние, не­га­тив­ное от­но­ше­ние или ан­ти­па­тия к со­ци­аль­ной груп­пе и к её отд. пред­ста­ви­те­лям. Наи­бо­лее из­вест­ные ви­ды П.: ра­сизм (по от­но­ше­нию к ра­со­вым и эт­нич. груп­пам), сек­сизм (по от­но­ше­нию к лю­дям оп­ре­де­лён­но­го по­ла), эй­джизм (по от­но­ше­нию к лю­дям оп­ре­де­лён­но­го воз­рас­та, ча­ще все­го по­жи­лым), го­мо­фо­бия (по от­но­ше­нию к лю­дям оп­ре­де­лён­ной сек­су­аль­ной ори­ен­та­ции).

На­чи­ная с вы­шед­шей в 1954 кни­ги Г. Ол­пор­та «При­ро­да пре­ду­бе­ж­де­ния» («The nature of prejudice») при­ня­то вы­де­лять три ком­по­нен­та П. – аф­фек­тив­ный (не­на­висть, от­вра­ще­ние, чув­ст­во брезг­ли­во­сти), ког­ни­тив­ный (без­ос­но­ва­тель­но вра­ж­деб­ные пред­став­ле­ния о со­ци­аль­ной груп­пе), по­ве­ден­че­ский (не­га­тив­ное по­ве­де­ние, на­прав­лен­ное на чле­нов со­ци­аль­ной груп­пы из-за их член­ст­ва в ней); наи­бо­лее зна­чи­мым из них яв­ля­ет­ся аф­фек­тив­ный ком­по­нент.

В ка­че­ст­ве мно­го­об­раз­ных ис­точ­ни­ков П. в раз­ных пси­хо­ло­гич. шко­лах рас­смат­ри­ва­ют­ся: ин­ди­ви­ду­аль­ные раз­ли­чия лю­дей в про­яв­ле­нии ан­ти­па­тии к груп­пам или их чле­нам (пред­рас­по­ло­жен­ность к не­при­ятию всех чу­жих групп и пред­поч­те­нию собств. груп­пы как ха­рак­тер­ная осо­бен­ность ав­то­ри­тар­но­го ти­па лич­но­сти – Т. Адор­но); кон­ку­рен­ция ме­ж­ду груп­па­ми за ог­ра­ни­чен­ные ре­сур­сы, власть и ста­тус, т. е. ре­аль­ный кон­фликт ин­те­ре­сов; осоз­на­ние ин­ди­ви­дом сво­ей при­над­леж­но­сти к груп­пе, т. е. под­дер­жа­ние им по­зи­тив­ной со­ци­аль­ной иден­тич­но­сти (амер. пси­хо­ло­ги А. Таш­фел, Дж. Тер­нер); со­ци­аль­ное нау­че­ние (П. де­тей как от­ра­же­ние ус­та­но­вок их ро­ди­те­лей, дру­зей, транс­ля­ция тра­диц. со­ци­аль­ных норм); вос­при­ятие ин­ди­ви­дом той или иной уг­ро­зы со сто­ро­ны чу­жой груп­пы или её чле­нов вне за­ви­си­мо­сти от то­го, ре­аль­на она или нет.

Сте­пень пре­ду­бе­ж­дён­но­сти ин­ди­ви­дов и спо­со­бы её про­яв­ле­ния за­ви­сят от то­го, ка­кие от­но­ше­ния ме­ж­ду со­ци­аль­ны­ми груп­па­ми счи­та­ют­ся при­ем­ле­мы­ми в том или ином об­ще­ст­ве. Г. Ол­порт вы­де­лил пять осн. форм П. в по­ряд­ке воз­рас­та­ния их ин­тен­сив­но­сти: вер­баль­ное вы­ра­же­ние ан­ти­па­тии – не­при­яз­нен­ные вы­ска­зы­ва­ния по от­но­ше­нию к чу­жим груп­пам; из­бе­га­ние «не­лю­би­мой» груп­пы; ак­тив­ные дей­ст­вия, ве­ду­щие к дис­кри­ми­на­ции чле­нов чу­жой груп­пы – ис­клю­че­ния их из не­ко­то­рых сфер дея­тель­но­сти, мест про­жи­ва­ния и т. п.; пря­мые ак­ты на­си­лия – фи­зич. на­па­де­ния на чле­нов груп­пы, их хра­мы и клад­би­ща; край­няя фор­ма П. – ис­треб­ле­ние «чу­жих» (лин­че­ва­ния, по­гро­мы, ге­но­цид).

Со­ци­аль­ный кли­мат совр. об­ще­ст­ва при­вёл к транс­фор­ма­ци­ям в ин­тен­сив­но­сти и фор­мах про­яв­ле­ния П., а к ие­рар­хии Г. Ол­пор­та бы­ла до­бав­ле­на ещё од­на, са­мая мяг­кая фор­ма П. – скры­тые пре­ду­бе­ж­де­ния, та­кие ед­ва уло­ви­мые и кос­вен­ные про­яв­ле­ния меж­груп­по­вой ан­ти­па­тии, как не­дос­та­ток ува­же­ния лич­но­ст­но­го про­стран­ст­ва, уход от кон­так­та глаз и вер­баль­но­го взаи­мо­дей­ст­вия, пре­неб­ре­жи­тель­ный тон и др. В ка­че­ст­ве П. рас­смат­ри­ва­ет­ся так­же бла­го­же­ла­тель­но-по­кро­ви­тель­ст­венное и да­же пре­уве­ли­чен­но по­зи­тив­ное от­но­ше­ние к пред­ста­ви­те­лям эт­нич. мень­шинств, жен­щи­нам и т. п.

В про­цес­се по­ис­ков ме­то­дов уст­ра­не­ния П. раз­ра­бо­та­на т. н. ги­по­те­за кон­так­та, со­глас­но ко­то­рой П. ос­лаб­ля­ют­ся не­по­сред­ст­вен­ной меж­груп­по­вой ком­му­ни­ка­ци­ей. Раз­ру­ше­ние П. в этом слу­чае про­ис­хо­дит, ес­ли взаи­мо­дей­ст­вую­щие груп­пы об­ла­да­ют рав­ным ста­ту­сом, име­ют об­щие це­ли, тре­бую­щие коо­пе­ра­ции, и под­чи­ня­ют­ся еди­но­му сво­ду пра­вил.

В ка­че­ст­ве ме­то­да ос­лаб­ле­ния П. ис­поль­зу­ет­ся так­же коо­пе­ра­тив­ное взаи­мо­дей­ст­вие ме­ж­ду груп­па­ми, ор­га­ни­зо­ван­ное та­ким об­ра­зом, что гра­ни­цы ме­ж­ду ни­ми сти­ра­ют­ся и об­ще­ние ме­ж­ду людь­ми про­ис­хо­дит на меж­лич­но­ст­ном, а не на меж­груп­по­вом уров­не. Апел­ля­ция к лич­но­ст­ным ха­рак­те­ри­сти­кам чле­нов групп да­ёт воз­мож­ность по­лу­чить ин­фор­ма­цию, не со­от­вет­ст­вую­щую со­ци­аль­ным сте­рео­ти­пам, и раз­ру­ша­ет ус­той­чи­вое вос­при­ятие чу­жой груп­пы как од­но­род­ной общ­но­сти. Пре­ду­бе­ж­дён­ность мо­жет быть сни­же­на и за счёт вос­при­ятия уча­ст­ни­ка­ми взаи­мо­дей­ст­вия се­бя не как пред­ста­ви­те­лей раз­ных групп, а как чле­нов объ­е­ди­нён­ной груп­пы, ин­тег­ри­ро­ван­ной по дру­го­му, об­ще­му кри­те­рию, т. е. в ре­зуль­та­те фор­ми­ро­ва­ния над­груп­по­вой иден­тич­но­сти.

Эф­фек­тив­ным ме­то­дом ос­лаб­ле­ния П. яв­ля­ет­ся мо­дель вза­им­ной диф­фе­рен­циа­ции: осоз­на­ние в про­цес­се со­вме­ст­ной ра­бо­ты раз­ных групп сво­ей взаи­мо­за­ви­си­мо­сти при вы­пол­не­нии об­щей за­да­чи, со­про­во­ж­даю­щее­ся оцен­кой сво­их силь­ных и сла­бых сто­рон. Мо­дель по­зво­ля­ет чле­нам групп со­хра­нять свою со­ци­аль­ную иден­тич­ность, из­ме­няя вос­при­ятие си­туа­ции меж­груп­по­во­го взаи­мо­дей­ст­вия с не­га­тив­но­го на по­зи­тив­ное.

Лит.: Intergroup behaviour / Ed. by J. C. Tur­ner, H. Giles. Oxf., 1981; Кон И. С. Пси­хо­ло­гия пред­рас­суд­ка (о со­ци­аль­но-пси­хо­ло­ги­че­ских кор­нях эт­ни­че­ских пре­ду­бе­ж­де­ний) // Кон И. С. Со­цио­ло­ги­че­ская пси­хо­ло­гия: Из­бран­ные пси­хо­ло­ги­че­ские тру­ды. М.; Во­ро­неж, 1999; Ис­сле­до­ва­ние ав­то­ри­тар­ной лич­но­сти. М., 2001; Нель­сон Т. Пси­хо­ло­гия пред­убе­ж­де­ний. Сек­ре­ты шаб­ло­нов мыш­ле­ния, вос­при­ятия и по­ве­де­ния. СПб., 2003; Brown R. Prejudice: its social psychology. 2nd ed. Malden, 2010; Pettigrew T., Tropp L. When groups meet: the dynamics of intergroup contact. N. Y., 2011; Сте­фа­нен­ко Т. Г. Эт­ноп­си­хо­ло­гия. 5-е изд. М., 2014.

Вернуться к началу