Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ПЕРВИ́ЧНЫЕ И ВТОРИ́ЧНЫЕ КА́ЧЕСТВА

  • рубрика

    Рубрика: Философия

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 25. Москва, 2014, стр. 601

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. Л. Субботин

ПЕРВИ́ЧНЫЕ И ВТОРИ́ЧНЫЕ КА́ ЧЕ­СТ­ВА, по­ня­тия тео­рии по­зна­ния Дж. Лок­ка, из­ло­жен­ной в его «Опы­те о че­ло­ве­че­ском ра­зу­ме­нии» («An essay concerning human understanding», 1690, рус. пер. 1898, 1985). Пер­вич­ные (пер­во­на­чаль­ные) ка­че­ст­ва тел – это их про­тя­жён­ность, фор­ма, плот­ность, под­виж­ность; они не­от­де­ли­мы от тел и аде­к­ват­но вос­при­ни­ма­ют­ся ор­га­на­ми чувств че­ло­ве­ка, т. е. воз­ни­каю­щие в уме идеи этих ка­честв сход­ны с са­ми­ми ка­че­ст­ва­ми тел. Но в те­лах есть и та­кие не­дос­туп­ные че­ло­ве­че­ско­му вос­при­ятию фор­мы, объ­ё­мы и дви­же­ния час­тиц, ко­то­рые, воз­дей­ст­вуя на ор­га­ны чувств, вы­зы­ва­ют в уме идеи, не сход­ные с по­ро­див­ши­ми их аген­та­ми. Цвет, звук, вкус, за­пах, те­п­ло как та­ко­вые, т. е. в том чув­ст­вен­ном ви­де, в ка­ком они вос­при­ни­ма­ют­ся че­ло­ве­ком, не су­ще­ст­ву­ют в са­мих те­лах. Это вто­рич­ные ка­че­ст­ва, про­из­вод­ные от пер­вич­ных, яв­ляю­щих­ся един­ст­вен­но объ­ек­тив­ны­ми.

Пред­став­ле­ние о су­ще­ст­во­ва­нии двоя­ко­го ро­да чув­ст­вен­ных об­ра­зов ка­честв тел, от­ли­чаю­щих­ся друг от дру­га по ха­рак­те­ру их со­от­вет­ст­вия про­об­ра­зам, вос­хо­дит к ан­тич­ной фи­ло­со­фии и встре­ча­ет­ся в ср.-век. схо­ла­сти­ке. В Но­вое вре­мя это пред­став­ле­ние раз­де­ля­ли Р. Де­карт, Г. Га­ли­лей, П. Гас­сен­ди, Р. Бойль и др.; наи­бо­лее пол­но оно бы­ло сфор­му­ли­ро­ва­но Дж. Лок­ком и зна­ме­но­ва­ло, с од­ной сто­ро­ны, от­ход тео­рии по­зна­ния от точ­ки зре­ния на­ив­но­го реа­лиз­ма, с дру­гой – соз­да­ние гно­сео­ло­гич. кон­цеп­ции, цен­ной в эв­ри­стич. от­но­ше­нии для ма­те­ма­ти­зи­ро­ван­но­го ес­те­ст­во­зна­ния, по­ло­жив­ше­го в ос­но­ву ис­сле­до­ва­ния пред­ме­тов и яв­ле­ний при­ро­ды те их ка­че­ст­ва, к ко­то­рым мож­но при­ме­нить ме­ру и чис­ло. Пред­став­ле­ние о П. и в. к. спо­соб­ст­во­ва­ло уси­ле­нию вни­ма­ния в эпи­сте­мо­ло­гии к субъ­ек­тив­ным ком­по­нен­там че­ло­ве­че­ско­го по­зна­ния (осо­бен­но по­сле по­яв­ле­ния кри­тич. фи­ло­со­фии И. Кан­та).

Вернуться к началу