ПЕРВИ́ЧНЫЕ И ВТОРИ́ЧНЫЕ КА́ЧЕСТВА
-
Рубрика: Философия
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ПЕРВИ́ЧНЫЕ И ВТОРИ́ЧНЫЕ КА́ ЧЕСТВА, понятия теории познания Дж. Локка, изложенной в его «Опыте о человеческом разумении» («An essay concerning human understanding», 1690, рус. пер. 1898, 1985). Первичные (первоначальные) качества тел – это их протяжённость, форма, плотность, подвижность; они неотделимы от тел и адекватно воспринимаются органами чувств человека, т. е. возникающие в уме идеи этих качеств сходны с самими качествами тел. Но в телах есть и такие недоступные человеческому восприятию формы, объёмы и движения частиц, которые, воздействуя на органы чувств, вызывают в уме идеи, не сходные с породившими их агентами. Цвет, звук, вкус, запах, тепло как таковые, т. е. в том чувственном виде, в каком они воспринимаются человеком, не существуют в самих телах. Это вторичные качества, производные от первичных, являющихся единственно объективными.
Представление о существовании двоякого рода чувственных образов качеств тел, отличающихся друг от друга по характеру их соответствия прообразам, восходит к античной философии и встречается в ср.-век. схоластике. В Новое время это представление разделяли Р. Декарт, Г. Галилей, П. Гассенди, Р. Бойль и др.; наиболее полно оно было сформулировано Дж. Локком и знаменовало, с одной стороны, отход теории познания от точки зрения наивного реализма, с другой – создание гносеологич. концепции, ценной в эвристич. отношении для математизированного естествознания, положившего в основу исследования предметов и явлений природы те их качества, к которым можно применить меру и число. Представление о П. и в. к. способствовало усилению внимания в эпистемологии к субъективным компонентам человеческого познания (особенно после появления критич. философии И. Канта).