ДОСТО́ИНСТВО
-
Рубрика: Философия
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ДОСТО́ИНСТВО, характеристика человека с точки зрения его внутр. ценности, соответствия своему предназначению. Если ранние представления о Д. соотносились с социальным статусом человека (Д. тем выше, чем выше статус), то в посттрадиционных обществах Д. обозначает «внутреннее благородство», отличное от иерархически высокого происхождения или положения. Д. как моральное понятие («общечеловеческое достоинство», по И. Канту) характеризует индивида как личность: оно определяется не происхождением, богатством, образованием или социальным положением человека, а присущей ему как индивидуальной личности и гражданину свободой. По Канту, Д., выступающее основанием воления, противостоит любым иным практическим побуждениям, в частности своекорыстным.
Понятие Д. может иметь разную степень обобщения. В качестве достойного может признаваться индивид: а) соответствующий представлению о высшем назначении человека (таков общегуманистич. образ Д., складывающийся уже в античности, ярко выраженный у Аристотеля, Эпикура, стоиков); б) просто как таковой, т. е. безусловно (в христианстве Д. человека ассоциируется с тем, что он изначально заключает в себе образ Бога; в кантовском учении уважение к другому обусловлено тем, что другой признаётся в качестве субъекта законодательствующей воли); в) как личность, исполняющая свои обязанности и отвечающая разумным ожиданиям окружающих в конкретных человеческих отношениях.
В отличие от заслуги Д. не только оценочное, но и императивное понятие: человеку предписывается быть достойным, тогда как заслуги вменяются ему в знак одобрения его достижений, успехов на к.-л. поприще. В субъективном плане Д. как чувство самоуважения заключается в ощущении человеком собств. значимости, которое сохраняется при условии, что другие одобряют (по Д. оценивают) его действия.