Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ДОСТО́ИНСТВО

  • рубрика

    Рубрика: Философия

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 9. Москва, 2007, стр. 303

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Р. Г. Апресян

ДОСТО́ИНСТВО, ха­рак­те­ри­сти­ка че­ло­ве­ка с точ­ки зре­ния его внутр. цен­но­сти, со­от­вет­ст­вия сво­ему пред­на­зна­че­нию. Ес­ли ран­ние пред­став­ле­ния о Д. со­от­но­си­лись с со­ци­аль­ным ста­ту­сом че­ло­ве­ка (Д. тем вы­ше, чем вы­ше ста­тус), то в по­сттра­ди­ци­он­ных об­ще­ст­вах Д. обо­зна­ча­ет «внут­рен­нее бла­го­род­ст­во», от­лич­ное от ие­рар­хи­че­ски вы­со­ко­го про­ис­хо­ж­де­ния или по­ло­же­ния. Д. как мо­раль­ное по­ня­тие («об­ще­че­ло­ве­че­ское дос­то­ин­ст­во», по И. Кан­ту) ха­рак­те­ри­зу­ет ин­ди­ви­да как лич­ность: оно оп­ре­де­ля­ет­ся не про­ис­хо­ж­де­ни­ем, бо­гат­ст­вом, об­ра­зо­ва­ни­ем или со­ци­аль­ным по­ло­же­ни­ем че­ло­ве­ка, а при­су­щей ему как ин­ди­ви­ду­аль­ной лич­но­сти и гра­ж­да­ни­ну сво­бо­дой. По Кан­ту, Д., вы­сту­паю­щее ос­но­ва­ни­ем во­ле­ния, про­ти­во­сто­ит лю­бым иным прак­ти­че­ским по­бу­ж­де­ни­ям, в ча­ст­но­сти свое­ко­ры­ст­ным.

По­ня­тие Д. мо­жет иметь раз­ную сте­пень обоб­ще­ния. В ка­че­ст­ве дос­той­но­го мо­жет при­зна­вать­ся ин­ди­вид: а) со­от­вет­ст­вую­щий пред­став­ле­нию о выс­шем на­зна­че­нии че­ло­ве­ка (та­ков об­ще­гу­ма­ни­стич. об­раз Д., скла­ды­ваю­щий­ся уже в ан­тич­но­сти, яр­ко вы­ра­жен­ный у Ари­сто­те­ля, Эпи­ку­ра, стои­ков); б) про­сто как та­ко­вой, т. е. без­ус­лов­но (в хри­сти­ан­ст­ве Д. че­ло­ве­ка ас­со­ции­ру­ет­ся с тем, что он из­на­чаль­но за­клю­ча­ет в се­бе об­раз Бо­га; в кан­тов­ском уче­нии ува­же­ние к дру­го­му обу­слов­ле­но тем, что дру­гой при­зна­ёт­ся в ка­че­ст­ве субъ­ек­та за­ко­но­да­тель­ст­вую­щей во­ли); в) как лич­ность, ис­пол­няю­щая свои обя­зан­но­сти и от­ве­чаю­щая ра­зум­ным ожи­да­ни­ям ок­ру­жаю­щих в кон­крет­ных че­ло­ве­че­ских от­но­ше­ни­ях.

В от­ли­чие от за­слу­ги Д. не толь­ко оце­ноч­ное, но и им­пе­ра­тив­ное по­ня­тие: че­ло­ве­ку пред­пи­сы­ва­ет­ся быть дос­той­ным, то­гда как за­слу­ги вме­ня­ют­ся ему в знак одоб­ре­ния его дос­ти­же­ний, ус­пе­хов на к.-л. по­при­ще. В субъ­ек­тив­ном пла­не Д. как чув­ст­во са­мо­ува­же­ния за­клю­ча­ет­ся в ощу­ще­нии че­ло­ве­ком собств. зна­чи­мо­сти, ко­то­рое со­хра­ня­ет­ся при ус­ло­вии, что дру­гие одоб­ря­ют (по Д. оце­ни­ва­ют) его дей­ст­вия.

Вернуться к началу