Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ГОЛОСО́ВКЕР

  • рубрика

    Рубрика: Философия

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 7. Москва, 2007, стр. 356-357

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Ю. А. Угольников

ГОЛОСО́ВКЕР Яков Эм­ма­нуи­ло­вич [23.8(4.9).1890, Ки­ев – 20.7.1967, Мо­ск­ва], рос. фи­ло­соф и фи­ло­лог. Ро­дил­ся в се­мье хи­рур­га. Окон­чил клас­сич. и фи­лос. от­де­ле­ния ис­то­ри­ко-фи­ло­ло­гич. ф-та Ки­ев­ско­го ун-та (1918). В 1922 в Бер­ли­не слу­шал лек­ции У. фон Ви­ла­мо­ви­ца-Мёл­лен­дор­фа. В 1919–29 пре­по­да­вал в разл. сред­них и выс­ших учеб­ных за­ве­де­ни­ях. Пе­ча­тал­ся с 1913. С кон. 1920-х гг. пе­ре­во­дил ан­тич­ных ли­ри­ков, нем. по­этов и фи­ло­со­фов («Смерть Эм­пе­док­ла» Ф. Гёль­дер­ли­на, «Так го­во­рил За­ра­ту­ст­ра» Ф. Ниц­ше и др.). Аре­сто­ван в 1936, три го­да про­вёл в ла­ге­ре под Вор­ку­той (1936–39), в 1939–42 в ссыл­ке в г. Алек­сан­д­ров. С 1944 стал центр. фи­гу­рой Го­ра­ци­ан­ско­го круж­ка, ку­да вхо­ди­ли Б. Л. Пас­тер­нак, А. А. Тар­ков­ский, И. Л. Сель­вин­ский и др. В «Ска­за­ни­ях о ти­та­нах» (1955), ис­хо­дя из сво­ей кон­цеп­ции двух фаз в раз­ви­тии греч. ми­фо­ло­гии, Г. по­пы­тал­ся вос­кре­сить «под­лин­ную» до­олим­пий­скую – ти­та­ни­че­скую – ми­фо­ло­гию; в ин­те­ре­се к хто­ни­че­ской сто­ро­не греч. ре­ли­гии ска­за­лось влия­ние Ниц­ше, од­на­ко, вос­при­няв его сим­во­ли­ку, Г. во мно­гом пе­ре­ос­мыс­лял её («Ска­за­ние о кен­тав­ре Хи­ро­не», 1961). В соч. «Дос­то­ев­ский и Кант. Раз­мыш­ле­ния чи­та­те­ля над ро­ма­ном "Бра­тья Ка­ра­ма­зо­вы" и трак­та­том Кан­та "Кри­ти­ка чис­то­го ра­зу­ма"» (1963), про­ти­во­пос­тав­ляя Ф. М. Дос­то­ев­ско­го как «сим­вол ума, ис­хо­дя­ще­го из ду­шев­ной глу­би­ны, из эти­ки го­ря­че­го серд­ца» и И. Кан­та как «сим­вол мо­ра­ли, ис­ходя­щей из тео­ре­ти­че­ско­го ума, из ин­тел­лек­та» (там же, с. 97–98), Г. ус­мат­ри­вал в об­раз­ах ро­ма­на разл. ва­ри­ан­ты пре­одо­ле­ния кан­тов­ских ан­ти­но­мий.

В соз­да­вав­шем­ся в 1928–36 фи­лос. трак­та­те «Има­ги­на­тив­ный аб­со­лют» Г. счи­тал «има­ги­на­цию», твор­че­ское во­обра­же­ние выс­шим че­ло­ве­че­ским «ин­стинк­том», в сво­ём стрем­ле­нии к бес­смер­тию соз­даю­щим веч­ные вне­вре­мен­ные фор­мы куль­ту­ры, «смыс­ло­об­ра­зы» ис­кус­ст­ва и фи­ло­со­фии («има­ги­на­тив­ный аб­со­лют»). Наи­бо­лее пол­ное во­пло­ще­ние има­ги­на­ция по­лу­ча­ет в ми­фе с его осо­бой, чис­то смы­сло­вой ло­ги­кой; так, варь­и­руе­мый в раз­ных ми­фах смыс­ло­об­раз (напр., «зре­ние – сле­по­та»), ис­чер­пы­вая в их со­во­куп­но­сти все свои ло­ги­че­ски воз­мож­ные транс­фор­ма­ции, тем са­мым за­мы­ка­ет это дви­же­ние по «кри­вой смыс­ла» в круг («Ло­ги­ка ми­фа», 1987).

Соч.: Миф мо­ей жиз­ни // Во­про­сы фи­ло­со­фии. 1989. № 2; Со­жжен­ный ро­ман // Друж­ба на­ро­дов. 1991. № 7; За­сек­ре­чен­ный сек­рет: Фи­ло­соф­ская про­за. Томск, 1998; Ан­то­ло­гия ан­тич­ной ли­ри­ки в рус­ских пе­ре­во­дах. Ли­ри­ка Эл­ла­ды. М., 2006. Кн. 1–2 (сост.).

Лит.: Бра­гин­ская НВ. Сло­во о Го­ло­сов­кере // Фи­ло­со­фия не кон­ча­ет­ся... Из ис­тории оте­че­ст­вен­ной фи­ло­со­фии XX в. М., 1998. Кн. 1.

Вернуться к началу