ГОЛОСО́ВКЕР
-
Рубрика: Философия
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ГОЛОСО́ВКЕР Яков Эммануилович [23.8(4.9).1890, Киев – 20.7.1967, Москва], рос. философ и филолог. Родился в семье хирурга. Окончил классич. и филос. отделения историко-филологич. ф-та Киевского ун-та (1918). В 1922 в Берлине слушал лекции У. фон Виламовица-Мёллендорфа. В 1919–29 преподавал в разл. средних и высших учебных заведениях. Печатался с 1913. С кон. 1920-х гг. переводил античных лириков, нем. поэтов и философов («Смерть Эмпедокла» Ф. Гёльдерлина, «Так говорил Заратустра» Ф. Ницше и др.). Арестован в 1936, три года провёл в лагере под Воркутой (1936–39), в 1939–42 в ссылке в г. Александров. С 1944 стал центр. фигурой Горацианского кружка, куда входили Б. Л. Пастернак, А. А. Тарковский, И. Л. Сельвинский и др. В «Сказаниях о титанах» (1955), исходя из своей концепции двух фаз в развитии греч. мифологии, Г. попытался воскресить «подлинную» доолимпийскую – титаническую – мифологию; в интересе к хтонической стороне греч. религии сказалось влияние Ницше, однако, восприняв его символику, Г. во многом переосмыслял её («Сказание о кентавре Хироне», 1961). В соч. «Достоевский и Кант. Размышления читателя над романом "Братья Карамазовы" и трактатом Канта "Критика чистого разума"» (1963), противопоставляя Ф. М. Достоевского как «символ ума, исходящего из душевной глубины, из этики горячего сердца» и И. Канта как «символ морали, исходящей из теоретического ума, из интеллекта» (там же, с. 97–98), Г. усматривал в образах романа разл. варианты преодоления кантовских антиномий.
В создававшемся в 1928–36 филос. трактате «Имагинативный абсолют» Г. считал «имагинацию», творческое воображение высшим человеческим «инстинктом», в своём стремлении к бессмертию создающим вечные вневременные формы культуры, «смыслообразы» искусства и философии («имагинативный абсолют»). Наиболее полное воплощение имагинация получает в мифе с его особой, чисто смысловой логикой; так, варьируемый в разных мифах смыслообраз (напр., «зрение – слепота»), исчерпывая в их совокупности все свои логически возможные трансформации, тем самым замыкает это движение по «кривой смысла» в круг («Логика мифа», 1987).