ОДИНО́ЧЕСТВО
-
Рубрика: Философия
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ОДИНО́ЧЕСТВО, психологич. состояние, при котором человек ощущает себя как не вовлечённого в связи с др. людьми. О. как переживание может иметь место как при физич. изоляции – отсутствии др. людей, так и в их присутствии, но без психологич. контакта с ними (отчуждение). В обоих случаях О. может быть добровольным уединением либо вынужденным; в последнем случае оно может стать источником серьёзных психологич. проблем и нарушений.
Принудительное исключение человека из социальных связей ещё на ранних этапах развития человеческого общества рассматривалось как форма наказания. Вместе с тем практика добровольного уединения (отшельничества, странничества) как условия духовного развития, общения с Богом и самосовершенствования была социально институционализирована как на Западе, так и на Востоке, где отшельники и странствующие монахи пользовались большим уважением.
В кон. 18 – нач. 19 вв. проблема О. ставилась в философии романтизма как отличит. особенность творч. личности, выделяющая её из толпы. Возник образ философа, отстранённость которого помогает ему понимать людей, не вызывающих у него желания вступить в близкий контакт с ними (П. Я. Чаадаев, А. Шопенгауэр, Ф. Ницше; идеал философа в уединении в кн. Г. Д. Торо «Уолден, или Жизнь в лесу»).
В сер. 20 в. О. стало социокультурной проблемой в связи с анализом массового общества и массовых форм поведения, а также феноменов отчуждения личности в индустриальном обществе, описанных как «бегство от свободы» (Э. Фромм), «экзистенциальный вакуум» (В. Франкл), «утрата Я» (Р. Мэй). В этом ряду заметное место занимает «одинокая толпа» (Д. Рисмен) – неспособность людей осуществлять человеческие контакты при отсутствии физич. преград к этому. О. становится предметом психологич. изучения, в осн. как негативное состояние; широко распространяются «тренинги общения» и др. групповые практики, помогающие людям преодолевать барьеры в общении.
Вместе с тем в ряде работ (К. Г. Юнг, Д. Винникотт, А. Маслоу, Э. Фромм) отмечался позитивный аспект О. в развитии личности, когда оно выступает как ценный ресурс рефлексии, творч. деятельности и внутр. диалога. Амер. психолог К. Мустакас первым сформулировал в качестве общего принципа позитивное значение опыта «экзистенциального» О. в отличие от «болезненного» О., ведущего к фрустрации. Последующие психологич. исследования подтвердили этот двойственный характер О., зависящий от возможности для индивида использовать его как ресурс для внутр. развития, осмысленной переработки накопленных впечатлений в опыт, укоренённый в структуре личности, тогда как для человека, не обособившегося вполне от группы и не обладающего достаточными ресурсами саморазвития, О. остаётся лишь источником экзистенциальной тревоги и скуки.