НЕОКОНСЕРВАТИ́ЗМ
-
Рубрика: Философия
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
НЕОКОНСЕРВАТИ́ЗМ, термин, употреблявшийся в качестве общего обозначения воззрений ряда политиков Запада, пришедших к власти в кон. 1970-х – нач. 1980-х гг. (Р. Рейгана в США, М. Тэтчер в Великобритании, Накасонэ Ясухиро в Японии), и их экспертных команд. Однако чаще всего так называют конкретное течение амер. политич. мысли и направление внешней политики США, возникшее в сер. 1960-х гг. в среде нью-йоркских либеральных интеллектуалов, близких к Демократической партии США (Д. Белл, И. Кристол, С. М. Липсет, Д. П. Мойнихен, Н. Глейзер и др.). Они не приняли отд. аспекты программы «Великое общество» Л. Б. Джонсона, в частности его план борьбы с бедностью, и в 1965 основали ж. «Public Interest» с целью критики социальной политики администрации США. Полученное в нач. 1970-х гг. иронич. наименование «неоконсерваторы» (М. Харрингтон) было отвергнуто ими, однако позднее принято гл. теоретиком этого течения И. Кристолом в качестве обозначения своего кредо [«Неоконсерватизм. Автобиография идеи» («Neoconservatism. The autobiography of an idea», 1995)] и отчасти распространилось на экономистов-либертарианцев – сторонников «минимального государства» (см. Неолиберализм), которые, как и неоконсерваторы, критически относились к попыткам радикально изменить общество и расширить доступ его членов к социальным благам. Но, по мнению И. Кристола и С. М. Липсета, демократия с трудом может выжить в обществе с малым доходом на душу населения, и требования либертарианцев сократить до минимума объём гос. расходов (и тем самым значительно сократить доходы амер. граждан) оказались бы губительными для амер. демократии в период «холодной войны».
Характерная для Н. вера в исключит. роль Америки в истории вытекала из убеждения в непреходящей ценности амер. демократии, поддержание и укрепление которой, по их мнению, допускало коррекцию любых экономич. и внешнеполитич. доктрин, не согласующихся с этими задачами. Высказываясь критически в отношении идеи мирового правительства (и соответственно скептически в отношении ООН), И. Кристол одной из гл. задач считал сближение демократич. стран. Критерием различения среди государств «друзей» и «врагов» выступало, по его мнению, наличие или отсутствие демократич. строя. Важным компонентом Н. в версии Кристола являлось также неприятие левой контркультуры, получившей распространение в молодёжной среде с сер. 1960-х гг.
Дальнейшее усиление неоконсервативных настроений в амер. обществе произошло в нач. 1970-х гг., когда Демократич. партия выдвинула в качестве кандидата в президенты противника «Вьетнамской войны» сенатора Дж. Макговерна. Группировавшихся вокруг сенатора от Демократич. партии Г. Джексона неоконсерваторов (Р. Перл, П. Вулфовиц, Б. Уоттенберг и др.) отличали умеренный либерализм во внутриполитич. вопросах и открыто враждебное отношение к Сов. Союзу и политике разрядки международной напряжённости. Они считали, что разрядка способствует усилению сов. мощи и ведёт к ослаблению США и зап. демократии в целом. В дальнейшем часть консервативных демократов перешла в стан Республиканской партии США (Перл, Вулфовиц, Р. Пайпс, Н. Подгорец, Э. Абрамс и др.), заняв места в администрации Р. Рейгана.
С этого момента с Н. ассоциируется наиболее жёсткая линия во внешней политике США. Для неё характерны: ориентация на утверждение неоспоримого лидерства США в мировой политике, игнорирование интересов и мнения союзников, непризнание авторитета ООН и др. междунар. институтов, стремление подменить ООН «коалицией демократич. государств», отказ от признания легитимности «недемократич. правительств» и готовность в случае необходимости использовать силу для их свержения. Важной отличит. чертой Н. являлся жёсткий антироссийский и антикитайский курс, симпатии к Израилю как к «демократической стране, находящейся в авторитарном окружении».
Наиболее сильное влияние неоконсерваторы оказывали на политику США в период первого президентства Дж. У. Буша (2001–05). Многие из них занимали посты в федеральных ведомствах, в первую очередь в Мин-ве обороны США, пользовались поддержкой главы этого ведомства Д. Рамсфелда и вице-президента США Р. Чейни. Неоконсерваторы выступали в роли ярых сторонников вторжения войск США в Афганистан и Ирак.
Нельзя, однако, не отметить, что часть видных теоретиков, сотрудничавших с неоконсерваторами и причислявших себя к ним в период «холодной войны» (С. Хантингтон, Д. П. Мойнихен, Дж. Киркпатрик, М. Линд и др.), после 1991 порвали с Н. В 2004 лагерь неоконсерваторов покинул и один из его наиболее известных идеологов Ф. Фукуяма, выступивший в кн. «Америка на распутье» (в ней он назвал себя «реалистическим вильсонистом») с жёсткой критикой неоконсервативных идей.
Нынешнее поколение неоконсерваторов группируется вокруг таких мозговых центров, как «American Enterprise Institute» или «Foreign Policy Initiative», журналов «The Weekly Standard», «The Сommentary», газ. «The Wall Street Journal». Наиболее известными представителями этого течения следует считать сына И. Кристола – У. Кристола, его соавтора и ближайшего единомышленника редактора «The Weekly Standard» Р. Кейгана, издателя «The Сommentary» Н. Подгорца и его сына Дж. Подгорца, публициста М. Бута, быв. спичрайтера президента США Дж. Г. У. Буша Д. Фрама. Внешнеполитич. идеи Н. пользуются большой популярностью в правом сегменте политич. системы США. В 2009–10 влияние Н. сказалось в программах кандидатов на пост президента США от Республиканской партии Дж. Маккейна, С. Пейлин и др.
Значит. влияние на молодое поколение амер. неоконсерваторов оказывают также филос. идеи Л. Страусса, которым они придали внешнеполитич. разворот, объявив демократию некоей универсальной нормой, обязательной для всех народов, независимо от их религ. и культурных традиций. Настаивая на этом, им удалось потеснить в обществ. мнении своих оппонентов в республиканском лагере – реалистов школы Г. Киссинджера, «палеоконсерваторов», не склонных к удержанию амер. лидерства в мире и предпочитающих оборонит. тактику, и сторонников «минимального государства» – либертарианцев.