Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

МОДА́ЛЬНОСТЬ

  • рубрика

    Рубрика: Философия

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 20. Москва, 2012, стр. 573

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Ю. В. Ивлев

МОДА́ЛЬНОСТЬ (от лат. modus – ме­ра, спо­соб, об­раз, вид, пра­ви­ло), ха­рак­те­ри­сти­ка си­туа­ции в ка­че­ст­ве он­то­ло­ги­че­ски или ло­ги­че­ски не­об­хо­ди­мой, слу­чай­ной, воз­мож­ной (фак­ти­че­ские или ло­гич. але­ти­че­ские М.), в тер­ми­нах «бы­ло», «бу­дет», «все­гда бы­ло» и т. д. (вре­менны́е М.), ха­рак­те­ри­сти­ка мне­ния че­ло­ве­ка в тер­ми­нах «зна­ет», «по­ла­га­ет» и т. д. (эпи­сте­ми­че­ские М.), дей­ст­вий или без­дей­ст­вий как раз­ре­шён­ных, за­пре­щён­ных, обя­за­тель­ных (де­он­ти­че­ские М.) и др. Он­то­ло­гич. але­ти­че­ские М. ввёл Де­мок­рит, счи­тав­ший не­об­хо­ди­мым то, что при­су­ще ве­щам «по при­ро­де» и в си­лу это­го су­ще­ст­ву­ет во всех слу­чаях, а слу­чай­ным – то, что ве­щам не при­су­ще «по при­ро­де» и в си­лу это­го су­ще­ст­ву­ет не во всех слу­ча­ях. Мо­даль­ности «не­об­хо­ди­мо при­су­ще» и «воз­мо­ж­но при­су­ще» ис­сле­до­вал Ари­сто­тель. В сред­ние ве­ка М., в ко­то­рых ха­рак­те­ри­зу­ют­ся по­ло­же­ния дел и мне­ния, бы­ли на­зва­ны М. de dicto (о ре­чи), а М., вы­ра­жаю­щие от­но­ше­ния свойств к пред­ме­там, – М. de re (о ве­щи). И. Кант разде­лил су­ж­де­ния на ас­сер­то­ри­че­ские (су­ж­де­ния дей­ст­ви­тель­но­сти), апо­дик­ти­че­ские (су­ж­де­ния не­об­хо­ди­мо­сти) и про­бле­ма­ти­че­ские (су­ж­де­ния воз­мож­но­сти). В совр. ло­ги­ке раз­ли­ча­ют су­ж­де­ния ас­сер­то­ри­че­ские (про­стые ут­вер­жде­ния) и мо­даль­ные, в ко­то­рых не толь­ко ут­вер­жда­ет­ся на­ли­чие или от­сут­ст­вие не­ко­то­ро­го по­ло­же­ния дел, но да­ёт­ся так­же его до­пол­нит. ха­рак­те­ри­сти­ка по­сред­ст­вом ука­зан­ных вы­ше тер­ми­нов. Свой­ст­ва М. ис­сле­ду­ют­ся в мо­даль­ной ло­ги­ке.

Вернуться к началу