Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

МАЦЕЙНА́ АНТАНАС

  • рубрика

    Рубрика: Философия

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 19. Москва, 2011, стр. 418

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Т. Корнеева-Мацейнене

МАЦЕЙНА́ (Maceina) Ан­та­нас (27.1.1908, дер. Баг­ре­нас, близ г. Пре­най – 27.1.1987, Мюн­стер, ФРГ), ли­тов. ре­лиг. фи­ло­соф. Учил­ся в Ги­жай­ской ду­хов­ной се­ми­на­рии (1924–28 и 1929–30). Окон­чил тео­ло­го-фи­лос. ф-т Кау­нас­ско­го ун-та (1932), в 1932–35 учил­ся в ун-тах Лё­ве­на, Фри­бу­ра, Страс­бу­ра и Брюс­се­ля. В 1935–40 и 1941–44 пре­по­да­вал в Кау­нас­ском ун-те, проф. с 1942. С 1944 в эмиг­ра­ции в Гер­ма­нии. В 1956–59 пре­по­да­вал рус. фи­ло­со­фию и ду­хов­ную ис­то­рию Вост. Ев­ро­пы во Фрай­бург­ском ун-те, в 1959–70 – рус. и сов. фи­ло­со­фию и фи­ло­со­фию ре­ли­гии в Мюн­стер­ском ун-те (проф. с 1962).

Ав­тор трёх по­этич. сб-ков (под псевд. А. Яс­ман­тас): «Gruodas» («Из­мо­розь», 1965), «Ir niekad ne namolei» («И ни­ко­гда до­мой», 1981), «Klaju̅nas» («Cкиталец», 2001, издан посм.) и бо­лее 20 соч. по фи­ло­со­фии и бо­го­сло­вию. Цель фи­лос. во­про­ша­ния, все­гда лич­но­го и не опи­раю­ще­го­ся на дог­мы, – «в эк­зи­стен­ции от­крыть транс­цен­ден­цию». Пер­вую три­ло­гию М. «Смя­тён­ное серд­це» («Cor in­quietum») со­ста­ви­ли «Ве­ли­кий Ин­кви­зи­тор» («Didysis inkvizitorius»; на ли­тов. яз., 1946, на нем. яз., 1952, рус. пер. 1999; фи­лос. ин­тер­пре­та­ция ле­ген­ды Ф. М. Дос­то­ев­ско­го), «Дра­ма Ио­ва» («Jobo drama», 1950, рус. пер. 2000; по­пыт­ка «дать об­щую схе­му теи­сти­че­ско­го эк­зи­стен­циа­лиз­ма»), «Тай­на без­за­ко­ния» («Niekšybės paslaptis», на нем. яз. 1955, на ли­тов. яз. 1964, рус. пер. 1999; ис­сле­до­ва­ние при­ро­ды зла, на ос­но­ве «Крат­кой по­вес­ти об ан­ти­хри­сте» Вл. С. Со­ловь­ё­ва). Вто­рую три­ло­гию со­ста­ви­ли: «Песнь солн­ца» («Saulės gies­mė», 1954) о Фран­ци­ске Ас­сиз­ском; «Ве­ли­кая По­мощ­ни­ца» («Didšioji Padėjjėa», 1958) о Де­ве Ма­рии; «Аг­нец Бо­жий» («Dievo Avinėlis», 1966, рус. пер. 2002), по­свя­щён­ный хри­сто­ло­гии вост. Церк­ви. В тре­тью три­ло­гию во­шли «Цер­ковь и мир» («Bažnyčia ir pasaulis», 1970), «Ве­ли­кие во­про­сы со­вре­мен­но­сти» («Di­dieji dabarties klausimai», 1971), «Хрис­тиа­нин в ми­ре» («Krikščionis pasaulyje», 1973). Сре­ди др. соч. – «Фи­ло­со­фия ре­ли­гии» («Religijos filosofija», t. 1, 1976) и «Про­ис­хо­ж­де­ние и смысл фи­ло­со­фии» («Filosofijos kilmė ir pras­mė», 1978).

В соч. «Бог и сво­бо­да» («Dievas ir Lais­vé», 1985, рус. пер. 2009) М. в ду­хе ре­лиг. эк­зи­стен­циа­лиз­ма (Н. А. Бер­дя­ев и др.) рас­смат­ри­вал сво­бо­ду как не­отъ­ем­ле­мую ха­рак­те­ри­сти­ку че­ло­ве­че­ско­го су­ще­ст­во­ва­ния, не­пре­стан­но тво­ри­мо­го Бо­гом в «про­стран­ст­ве не­бы­тия». Че­ло­ве­че­ская сво­бо­да, все­гда ог­ра­ни­чен­ная по от­но­ше­нию к при­ро­де и др. лю­дям, яв­ля­ет­ся ни­чем не ог­ра­ни­чен­ной воз­мож­но­стью лич­но­ст­но­го са­мо­оп­ре­де­ле­ния толь­ко по от­но­ше­нию к Бо­гу, в си­лу то­го что Бог, нис­хо­дя в мир, доб­ро­воль­но при­ни­ма­ет ус­ло­вия че­ло­ве­че­ско­го су­ще­ст­во­ва­ния (ке­но­зис) и, дей­ст­вуя в ми­ре «по-мир­ски», пред­ста­ёт че­ло­ве­ку не в ка­че­ст­ве мо­гу­ще­ст­вен­но­го дру­го­го Я, но как Ты че­ло­ве­ка, как Бог-Лю­бовь, Бог-Слу­га. М. про­ти­во­пос­тав­ля­ет эту кон­цеп­цию от­ме­чен­но­му М. Ше­ле­ром но­во­ев­ро­пей­ско­му «по­сту­ла­тор­но­му ате­из­му» (у Ф. Ниц­ше, Н. Гарт­ма­на и др.).

Соч.: Sowjetische Ethik und Christentum. Zum Verständnis des kommunistischen Menschen. Witten, 1969; Raštai. Vilnius, 1990–2008. T. 1–14.

Лит.: Maceinienė T. Kurgi, mirtie, tavasis ge­luonis? Vilnius, 2007; idem. Išmintis, gi­musi kančioje. Vilnius, 2008; idem. Žmogui gera bu̅ti tik Meilėje. Vilnius, 2009.

Вернуться к началу