МАЦЕЙНА́ АНТАНАС
-
Рубрика: Философия
-
Скопировать библиографическую ссылку:
МАЦЕЙНА́ (Maceina) Антанас (27.1.1908, дер. Багренас, близ г. Пренай – 27.1.1987, Мюнстер, ФРГ), литов. религ. философ. Учился в Гижайской духовной семинарии (1924–28 и 1929–30). Окончил теолого-филос. ф-т Каунасского ун-та (1932), в 1932–35 учился в ун-тах Лёвена, Фрибура, Страсбура и Брюсселя. В 1935–40 и 1941–44 преподавал в Каунасском ун-те, проф. с 1942. С 1944 в эмиграции в Германии. В 1956–59 преподавал рус. философию и духовную историю Вост. Европы во Фрайбургском ун-те, в 1959–70 – рус. и сов. философию и философию религии в Мюнстерском ун-те (проф. с 1962).
Автор трёх поэтич. сб-ков (под псевд. А. Ясмантас): «Gruodas» («Изморозь», 1965), «Ir niekad ne namolei» («И никогда домой», 1981), «Klaju̅nas» («Cкиталец», 2001, издан посм.) и более 20 соч. по философии и богословию. Цель филос. вопрошания, всегда личного и не опирающегося на догмы, – «в экзистенции открыть трансценденцию». Первую трилогию М. «Смятённое сердце» («Cor inquietum») составили «Великий Инквизитор» («Didysis inkvizitorius»; на литов. яз., 1946, на нем. яз., 1952, рус. пер. 1999; филос. интерпретация легенды Ф. М. Достоевского), «Драма Иова» («Jobo drama», 1950, рус. пер. 2000; попытка «дать общую схему теистического экзистенциализма»), «Тайна беззакония» («Niekšybės paslaptis», на нем. яз. 1955, на литов. яз. 1964, рус. пер. 1999; исследование природы зла, на основе «Краткой повести об антихристе» Вл. С. Соловьёва). Вторую трилогию составили: «Песнь солнца» («Saulės giesmė», 1954) о Франциске Ассизском; «Великая Помощница» («Didšioji Padėjjėa», 1958) о Деве Марии; «Агнец Божий» («Dievo Avinėlis», 1966, рус. пер. 2002), посвящённый христологии вост. Церкви. В третью трилогию вошли «Церковь и мир» («Bažnyčia ir pasaulis», 1970), «Великие вопросы современности» («Didieji dabarties klausimai», 1971), «Христианин в мире» («Krikščionis pasaulyje», 1973). Среди др. соч. – «Философия религии» («Religijos filosofija», t. 1, 1976) и «Происхождение и смысл философии» («Filosofijos kilmė ir prasmė», 1978).
В соч. «Бог и свобода» («Dievas ir Laisvé», 1985, рус. пер. 2009) М. в духе религ. экзистенциализма (Н. А. Бердяев и др.) рассматривал свободу как неотъемлемую характеристику человеческого существования, непрестанно творимого Богом в «пространстве небытия». Человеческая свобода, всегда ограниченная по отношению к природе и др. людям, является ничем не ограниченной возможностью личностного самоопределения только по отношению к Богу, в силу того что Бог, нисходя в мир, добровольно принимает условия человеческого существования (кенозис) и, действуя в мире «по-мирски», предстаёт человеку не в качестве могущественного другого Я, но как Ты человека, как Бог-Любовь, Бог-Слуга. М. противопоставляет эту концепцию отмеченному М. Шелером новоевропейскому «постулаторному атеизму» (у Ф. Ницше, Н. Гартмана и др.).