Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

МА́ССОВЫЙ ОПРО́С

  • рубрика

    Рубрика: Философия

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 19. Москва, 2011, стр. 310

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: И. Ф. Девятко

МА́ССОВЫЙ ОПРО́С, наи­бо­лее рас­про­стра­нён­ный ме­тод со­цио­ло­гич. ис­сле­до­ва­ния, пред­по­ла­гаю­щий сбор лич­ных дан­ных о вы­бор­ке из со­во­куп­но­го на­се­ле­ния или о на­се­ле­нии в це­лом. Осн. ти­пы М. о. – лич­ное ин­тер­вью, в хо­де ко­то­ро­го ин­тер­вьюер фик­си­ру­ет от­ве­ты уча­ст­ни­ков оп­ро­са (рес­пон­ден­тов), и са­мо­стоя­тель­но за­пол­няе­мый во­прос­ник, – мо­гут быть реа­ли­зо­ва­ны с по­мо­щью та­ких раз­но­об­раз­ных тех­ник, как ин­ди­ви­ду­аль­ное ин­тер­вью ли­цом-к-ли­цу, поч­то­вый оп­рос, те­ле­фон­ное ин­тер­вью, оп­рос или ин­тер­вью с ис­поль­зо­ва­ни­ем ком­пь­ю­тер­ных тех­но­ло­гий и т. п. По­лу­чае­мые в хо­де М. о. дан­ные обыч­но ка­са­ют­ся по­ве­де­ния, ус­та­но­вок, мне­ний, пред­поч­те­ний, опы­та еди­ниц ис­сле­до­ва­ния – ин­ди­ви­дов, до­мо­хо­зяйств (ино­гда – ор­га­ни­за­ций).

На­ря­ду с од­но­крат­ны­ми, «сре­зо­вы­ми» М. о., фик­си­рую­щи­ми мне­ния и др. ха­рак­те­ри­сти­ки рес­пон­ден­тов в мо­мент про­ве­де­ния ис­сле­до­ва­ния, су­ще­ст­ву­ют и мно­го­крат­ные М. о. (трен­до­вые, па­нель­ные, ко­горт­ные), по­зво­ляю­щие изу­чать ди­на­ми­ку со­ци­аль­ных про­цес­сов. Гл. цель М. о. – из­ме­ре­ние зна­че­ний тех или иных де­мо­гра­фич., по­ли­тич., эко­но­мич. и т. п. пе­ре­мен­ных на срав­ни­тель­но не­боль­шой вы­бор­ке ин­ди­ви­дов или до­мо­хо­зяйств с це­лью ста­ти­стич. оце­ни­ва­ния их зна­че­ний в ге­не­раль­ной со­во­куп­но­сти, пред­став­ляю­щей со­бой в ти­пич­ном слу­чае на­се­ле­ние стра­ны, ре­гио­на, тер­ри­то­ри­аль­ное со­об­ще­ст­во. В не­ко­то­рых слу­ча­ях вы­бо­роч­ные М. о. по­зво­ля­ют оце­ни­вать и взаи­мо­свя­зи ме­ж­ду пе­ре­мен­ны­ми (напр., ме­ж­ду до­хо­дом и по­ли­тич. пред­поч­те­ния­ми). Рас­про­стра­не­ние дан­ных вы­бо­роч­но­го М. о. на ге­не­раль­ную со­во­куп­ность тре­бу­ет при­ме­не­ния ме­то­дов ве­ро­ят­но­ст­но­го от­бо­ра (см. Вы­бо­роч­ный ме­тод). Ино­гда ис­поль­зу­ют­ся не ос­но­ван­ные на ве­ро­ят­но­ст­ном от­бо­ре (не­слу­чай­ные) вы­бор­ки, од­на­ко они по­зво­ля­ют обоб­щать ре­зуль­та­ты ис­сле­до­ва­ния лишь на со­во­куп­ность уча­ст­ни­ков оп­ро­са.

Пре­дыс­то­рия М. о. свя­за­на с со­ци­аль­ны­ми об­сле­до­ва­ния­ми кон. 19 – нач. 20 вв., ха­рак­тер­ны­ми для ре­фор­ми­ст­ских со­ци­аль­ных дви­же­ний в Ве­ли­ко­бри­та­нии и США (Ч. Бут, Б. С. Ра­ун­три и др.), а так­же с вос­хо­дя­щей к 1-й пол. 19 в. амер. тра­ди­ци­ей про­ве­де­ния не­офиц. пред­вы­бор­ных оп­ро­сов («со­ло­мен­ных оп­ро­сов»). Су­ще­ст­вен­ную роль в фор­ми­ро­ва­нии ме­то­дов М. о. сыг­ра­ли ис­сле­до­ва­ния ста­ти­сти­ков, раз­ра­бо­тав­ших ос­но­вы ве­ро­ят­но­ст­но­го от­бо­ра, ме­то­ды оцен­ки ошиб­ки вы­бор­ки и па­ра­мет­ров ге­не­раль­ной со­во­куп­но­сти и т. п. (А. Л. Бау­ли, А. А. Чу­пров, Е. Ней­ман и др.). Совр. ме­то­до­ло­гия М. о. скла­ды­ва­лась в 1930–40-е гг., сна­ча­ла в рам­ках пред­вы­бор­ных и мар­ке­тин­го­вых оп­ро­сов об­ществ. мне­ния, про­во­див­ших­ся амер. оп­рос­ны­ми агент­ст­ва­ми (Дж. Гэл­лап, Э. Ро­упер и др.) по за­ка­зам пра­ви­тель­ст­ва, биз­не­са или СМИ, а позд­нее и в М. о., раз­ра­ба­ты­вав­ших­ся пред­ста­ви­те­ля­ми ака­де­мич. нау­ки (Х. Кан­трил, П. Ла­зарс­фельд и др.).

Лит.: Moser C. A., Kalton G. Survey methods in social investigation. L., 1971; Ме­то­ды сбо­ра ин­фор­ма­ции в со­цио­ло­ги­че­ских ис­сле­до­ва­ни­ях / Отв. ред. В. Г. Ан­д­ре­ен­ков, О. М. Мас­ло­ва. М., 1990. Кн. 1: Со­цио­ло­ги­че­ский оп­рос; The social survey in historical per­spec­tive, 1880–1940 / Ed. M. Bulmer, K. Bales, K. Kish Sklar. Camb., 1991; Док­то­ров Б. З. Рек­ла­ма и оп­ро­сы об­ще­ст­вен­но­го мне­ния в США: ис­то­рия за­ро­ж­де­ния, судь­бы твор­цов. М., 2008; Converse J. M. Survey research in the United States: roots and emergence, 1890–1960. [2nd ed.]. Somerset; L., 2009; Де­вят­ко И. Ф. Ме­то­ды со­цио­ло­ги­че­ско­го ис­сле­до­ва­ния. 6-е изд. М., 2010; Ядов В. А. Стра­те­гия со­цио­ло­ги­че­ско­го ис­сле­до­ва­ния: опи­са­ние, объ­яс­не­ние, по­ни­ма­ние со­ци­аль­ной ре­аль­но­сти. 5-е изд. М., 2011.

Вернуться к началу