МА́НХЕЙМ
-
Рубрика: Философия
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
МА́НХЕЙМ (Mannheim) Карл (27.3.1893, Будапешт – 9.1.1947, Лондон), нем.-брит. философ и социолог, один из основателей социологии знания. Учился в ун-тах Будапешта (1911–16), Берлина (где в 1914 слушал лекции Г. Зиммеля), затем Фрайбурга и Гейдельберга (1922–25, у А. Вебера). В 1917–18 входил в организовавшиеся вокруг Д. Лукача т. н. Воскресное об-во и «Свободную школу наук о духе». С 1920 в Германии приват-доцент Гейдельбергского ун-та (с 1926), в 1930–33 проф. Франкфуртского ун-та. С 1933 в эмиграции в Великобритании, преподавал в Лондонской школе экономики и политич. наук, с 1941 – в Ин-те образования при Лондонском ун-те (проф. с 1945).
Взгляды М. формировались в русле идей В. Дильтея, феноменологии (Э. Гуссерль, М. Шелер), марксизма (в трактовке Д. Лукача), М. Вебера и А. Вебера. В первый, немецкий, период своего творчества М. разрабатывал методологич. проблемы социологич. анализа феноменов духовной культуры («Структурный анализ теории познания», «Strukturanalyse der Erkenntnistheorie», 1922, рус. пер. 1992; «Историзм», «Historismus», 1924, рус. пер. 1998; «Проблема социологии знания», «Das Problem einer Soziologie des Wissens», 1925, рус. пер. 1998). Приняв марксистское положение о социальной обусловленности познания, М. вслед за М. Шелером полагал, что обществ. бытие не может быть сведено к «экономическим отношениям производства»; в разные эпохи оно порождает разные жизненные доминанты (напр., религиозные по своему характеру в средние века и т. п.), определяющие стиль эпохи. В рамках одной эпохи складываются разл. «стили мышления», обусловленные тем, что одна и та же ситуация воспринимается по-разному представителями разных групп в зависимости от занимаемых ими позиций. Если правящий класс выдаёт свои идеи за единственно истинные, то имеет место «идеология», представляющая собой апологию существующего строя. «Идеологиям» противостоят «утопии» – как правило, эмоционально окрашенные «духовные образования», порождённые сознанием оппозиционных слоёв и групп и столь же субъективно пристрастные, как и «идеологии», поскольку также стремятся выдать свою одностороннюю правоту за абсолютную истину. С приходом к власти ранее угнетаемых слоёв «утопии» автоматически превращаются в «идеологии». М. выделил четыре идеальных типа утопич. сознания: «оргиастический хилиазм анабаптистов», «либерально-гуманистическую идею», «консервативную идею», «социалистически-коммунистическую утопию» («Ideologie und Utopie», 1929, рус. пер., т. 1–2, 1976). В русле этой концепции М. исследовал происхождение консервативного стиля мышления в Германии, проблемы единства поколений, конкуренции в духовной сфере и др. Преодолеть ограниченность ситуативно обусловленных частичных точек зрения и осуществить их «динамический синтез» потенциально способна «относительно свободно парящая интеллигенция» – «промежуточная страта», находящаяся не над классами, но между ними.
Для деятельности М. в Великобритании в целом характерна социально-педагогич. направленность. Констатируя кризис либерализма и демократии, движение к плановому обществу и связанные с этим тенденции к тоталитаризму, М. разрабатывал «социальные технологии» для превентивной защиты демократич. свобод и общечеловеческих ценностей («Человек и общество в век преобразования» – «Mensch und Gesellschaft im Zeitalter des Umbaus», 1935, рус. пер. 1991; «Диагноз нашего времени: очерки военного времени, написанные социологом» – «Diagnosis of our time: wartime essays of a sociologist», 1943, рус. пер. 1992). Планомерное применение этих технологий в условиях невиданной ранее концентрации власти в совр. обществе составляет задачу ответственной и интеллектуально подготовленной политич. элиты.