Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ИОА́НН ПАРИ́ЖСКИЙ

  • рубрика

    Рубрика: Философия

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 11. Москва, 2008, стр. 525

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. М. Шишков

ИОА́НН ПАРИ́ЖСКИЙ, Жан Ки­дор (Johan­nes Parisiensis, Johannes Surdus; Jean de Paris, Jean Quidort) (ок. 1250/1260, Па­риж – 22.9.1306, Бор­до), франц. фи­лософ и бо­го­слов, мо­нах-до­ми­ни­ка­нец (с 1279). Учил­ся в Па­риж­ском ун-те, в 1284–86 чи­тал лек­ции по «Сен­тен­ци­ям» Пет­ра Лом­бард­ско­го. В за­щи­ту док­три­ны Фо­мы Ак­вин­ско­го на­пи­сал «Ис­прав­ле­ние ис­ка­же­ния "Circa"» («Correcto­ri­um corruptorii "Circa"»), од­на­ко 16 его те­зи­сов бы­ли осу­ж­де­ны в 1286. Его трак­тов­ка Ев­ха­ри­стии («Оп­ре­де­ле­ние, ка­саю­щее­ся спо­со­ба су­ще­ст­во­ва­ния те­ла Хри­сто­ва в та­ин­ст­ве ал­та­ря» – «Determinatio de modo existendi corporis Christi in sacramento altaris», 1304), позд­нее на­шед­шая со­чув­ст­вие у М. Лю­те­ра, по­влек­ла за со­бой об­ви­не­ние в ере­си. В хо­де кон­флик­та ме­ж­ду Бо­ни­фа­ци­ем VIII и Фи­лип­пом IV Кра­си­вым И. П. на­пи­сал трак­тат «О вла­сти ко­ро­лев­ской и пап­ской» («De potestate regia et papali», 1302/03) с обос­но­ва­ни­ем вза­им­ной ав­то­но­мии свет­ской и ду­хов­ной вла­стей как двух рав­но не­об­хо­ди­мых эле­мен­тов хри­сти­ан­ско­го ми­ра, имею­щих еди­ное Бо­же­ст­вен­ное про­ис­хо­ж­де­ние, но слу­жа­щих для дос­ти­же­ния раз­ных це­лей. Су­ще­ст­во­ва­ние го­су­дар­ст­ва вы­те­ка­ет из при­ро­ды че­ло­ве­ка, и ко­ро­лев­ская власть, опи­раю­щая­ся на ес­те­ст­вен­ное пра­во (lex naturalis), не ну­ж­да­ет­ся в оп­рав­да­нии или ру­ко­водстве со сто­ро­ны Церк­ви. Ду­хов­ная власть, пе­ре­дан­ная Хри­стом Церк­ви, в свою оче­редь, не мо­жет за­ви­сеть от к.-л. кон­тро­ля со сто­ро­ны го­су­дар­ст­ва, и по­сколь­ку сверх­при­род­ная цель – спа­се­ние и бла­жен­ст­во в бу­ду­щей жиз­ни – еди­на для всех лю­дей, столь же еди­ной и все­об­щей долж­на быть и хри­сти­ан­ская Цер­ковь. При этом как ко­роль, на­де­ляе­мый вер­хов­ной вла­стью на­ро­дом, мо­жет быть низ­ло­жен, ес­ли он не соз­да­ёт не­об­хо­ди­мые для бла­га об­ще­ст­ва ус­ло­вия, так же об­сто­ит де­ло и с па­пой, из­би­рае­мым со­об­ще­ст­вом хри­сти­ан.

Соч.: De potestate regia et papali // Le­clercq J., O. S. B. Jean de Paris et l’ecclésiologie du XIII siècle. P., 1942; Commentaire sur les Senten­ces / Ed. J. P. Muller. Louvain; Romae, 1961–1964. Vol. 1–2.

Вернуться к началу