ИОА́НН ПАРИ́ЖСКИЙ
-
Рубрика: Философия
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ИОА́НН ПАРИ́ЖСКИЙ, Жан Кидор (Johannes Parisiensis, Johannes Surdus; Jean de Paris, Jean Quidort) (ок. 1250/1260, Париж – 22.9.1306, Бордо), франц. философ и богослов, монах-доминиканец (с 1279). Учился в Парижском ун-те, в 1284–86 читал лекции по «Сентенциям» Петра Ломбардского. В защиту доктрины Фомы Аквинского написал «Исправление искажения "Circa"» («Correctorium corruptorii "Circa"»), однако 16 его тезисов были осуждены в 1286. Его трактовка Евхаристии («Определение, касающееся способа существования тела Христова в таинстве алтаря» – «Determinatio de modo existendi corporis Christi in sacramento altaris», 1304), позднее нашедшая сочувствие у М. Лютера, повлекла за собой обвинение в ереси. В ходе конфликта между Бонифацием VIII и Филиппом IV Красивым И. П. написал трактат «О власти королевской и папской» («De potestate regia et papali», 1302/03) с обоснованием взаимной автономии светской и духовной властей как двух равно необходимых элементов христианского мира, имеющих единое Божественное происхождение, но служащих для достижения разных целей. Существование государства вытекает из природы человека, и королевская власть, опирающаяся на естественное право (lex naturalis), не нуждается в оправдании или руководстве со стороны Церкви. Духовная власть, переданная Христом Церкви, в свою очередь, не может зависеть от к.-л. контроля со стороны государства, и поскольку сверхприродная цель – спасение и блаженство в будущей жизни – едина для всех людей, столь же единой и всеобщей должна быть и христианская Церковь. При этом как король, наделяемый верховной властью народом, может быть низложен, если он не создаёт необходимые для блага общества условия, так же обстоит дело и с папой, избираемым сообществом христиан.