Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ДУРА́НД ИЗ СЕН-ПУРСЕНА

  • рубрика

    Рубрика: Философия

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 9. Москва, 2007, стр. 422

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. М. Шишков

ДУРА́НД из Сен-Пур­се­на (Durandus a Sanc­to Portiano; Durand de Saint-Pourçain) (ок. 1275, Сен-Пур­сен-сюр-Сьюль – 10.9.1334, Мо), франц. фи­ло­соф и бо­го­слов. По­чёт­ное про­зви­ще «док­тор все­раз­ре­шаю­щий» (doctor resolutissimus). Чл. до­ми­ни­кан­ско­го ор­де­на (ок. 1290). Учил­ся в ор­ден­ской шко­ле Св. Иа­ко­ва (Сен-­Жак) в Па­ри­же и в Па­риж­ском ун-те (с 1303). Д-р тео­ло­гии Па­риж­ско­го ун-та (1313), лек­тор при пап­ской ку­рии в Авинь­о­не (1313). Епи­скоп г. Ли­мож (1317), Ле-Пюи (1318), Мо (1326). Хо­тя об­щий ха­рак­тер мыс­ли Д. бли­зок взгля­дам У. Ок­ка­ма, он во­шёл в 1326 в пап­скую ко­мис­сию, осу­див­шую 51 по­ло­же­ние по­след­не­го. В спо­ре па­пы Ио­ан­на XXII и имп. Люд­ви­га IV Ба­вар­ско­го за­нял сто­ро­ну па­пы: «Об ис­точ­ни­ке юрис­дик­ции, или О цер­ков­ной юрис­дик­ции и о за­ко­нах» («De origine ju­ris­dic­tio­num sive De jurisdictione eccle­si­astica et de legibus», 1328, изд. 1506).

В гл. соч. – ком­мен­та­ри­ях к «Сен­тен­ци­ям» Пет­ра Лом­бард­ско­го («In Sen­ten­tias theologicas Petri Lombardi Com­men­ta­riorum libri quattuor», 3-я вер­сия 1327, изд. 1569), а так­же в «Квод­ли­бе­тах» («Quod­libeta»), «Во­про­се о при­ро­де по­зна­ния» («Quaestio de natura cog­ni­tio­nis»), «Во­про­сах о сво­бод­ном про­из­во­ле­нии» («Quaestiones de libero arbitrio») и др. Д. вы­сту­пал про­тив ря­да по­ло­же­ний то­миз­ма – офиц. док­три­ны до­ми­ни­кан­ско­го ор­де­на, осу­див­ше­го но­ми­на­лизм Д., со­глас­но ко­то­ро­му ре­аль­ным бы­ти­ем об­ла­да­ют лишь ин­ди­ви­ду­аль­ные сущ­но­сти, об­щее же про­из­во­дит­ся мыш­ле­ни­ем в про­цес­се аб­ст­ра­ги­ро­ва­ния от ин­ди­ви­ду­аль­ных свойств. Т. к. для объ­яс­не­ния по­зна­ния не тре­бу­ет­ся ни­ка­ких по­сред­ст­вую­щих звень­ев, Д. от­ри­цал ре­аль­ность умо­по­сти­гае­мых об­ра­зов (species intelligibiles) и, как след­ст­вие, раз­ли­чие дея­тель­но­го и по­тен­ци­аль­но­го ин­тел­лек­тов (intellectus agens et intellectus possibilis); вы­сту­пал он и про­тив то­ми­ст­ско­го раз­ли­че­ния сущ­но­сти и су­ще­ст­во­ва­ния во всех со­тво­рён­ных ве­щах.

Уче­ние Д., пред­вос­хи­тив­шее осн. по­ло­же­ния ок­ка­миз­ма, вплоть до 16 в. поль­зо­ва­лось боль­шой по­пу­ляр­но­стью (в ча­ст­но­сти, у Ж. Жер­со­на).

Соч.: Quaestio de natura cognitionis. Münster, 1929; Tractatus de habitibus. Münster; W., 1930.

Лит.: Koch J. Durandus de Sancto Porciano, O. P.: Forschungen zum Streit um Thomas von Aquin zu Beginn des XIV. Jahrhunderts. Müns­ter; W., 1927; Stella P. T. Le «Quaestiones de libero arbitrio» di Durando da S. Porciano // Salesianum. 1962. Vol. 24. P. 450–523.

Вернуться к началу