ДУРА́НД ИЗ СЕН-ПУРСЕНА
-
Рубрика: Философия
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ДУРА́НД из Сен-Пурсена (Durandus a Sancto Portiano; Durand de Saint-Pourçain) (ок. 1275, Сен-Пурсен-сюр-Сьюль – 10.9.1334, Мо), франц. философ и богослов. Почётное прозвище «доктор всеразрешающий» (doctor resolutissimus). Чл. доминиканского ордена (ок. 1290). Учился в орденской школе Св. Иакова (Сен-Жак) в Париже и в Парижском ун-те (с 1303). Д-р теологии Парижского ун-та (1313), лектор при папской курии в Авиньоне (1313). Епископ г. Лимож (1317), Ле-Пюи (1318), Мо (1326). Хотя общий характер мысли Д. близок взглядам У. Оккама, он вошёл в 1326 в папскую комиссию, осудившую 51 положение последнего. В споре папы Иоанна XXII и имп. Людвига IV Баварского занял сторону папы: «Об источнике юрисдикции, или О церковной юрисдикции и о законах» («De origine jurisdictionum sive De jurisdictione ecclesiastica et de legibus», 1328, изд. 1506).
В гл. соч. – комментариях к «Сентенциям» Петра Ломбардского («In Sententias theologicas Petri Lombardi Commentariorum libri quattuor», 3-я версия 1327, изд. 1569), а также в «Кводлибетах» («Quodlibeta»), «Вопросе о природе познания» («Quaestio de natura cognitionis»), «Вопросах о свободном произволении» («Quaestiones de libero arbitrio») и др. Д. выступал против ряда положений томизма – офиц. доктрины доминиканского ордена, осудившего номинализм Д., согласно которому реальным бытием обладают лишь индивидуальные сущности, общее же производится мышлением в процессе абстрагирования от индивидуальных свойств. Т. к. для объяснения познания не требуется никаких посредствующих звеньев, Д. отрицал реальность умопостигаемых образов (species intelligibiles) и, как следствие, различие деятельного и потенциального интеллектов (intellectus agens et intellectus possibilis); выступал он и против томистского различения сущности и существования во всех сотворённых вещах.
Учение Д., предвосхитившее осн. положения оккамизма, вплоть до 16 в. пользовалось большой популярностью (в частности, у Ж. Жерсона).