Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ДРУ́СКИН ЯКОВ СЕМЁНОВИЧ

  • рубрика

    Рубрика: Философия

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 9. Москва, 2007, стр. 373-374

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: М. Б. Мейлах

ДРУ́СКИН Яков Се­мё­но­вич [2(15).7.1902, С.-Пе­тер­бург – 24.1.1980, Ле­нин­град], рус. ре­лиг. фи­ло­соф. Брат М. С. Дру­ски­на. Окон­чил Пет­рогр. ун-т (1923, уче­ник Н. О. Лос­ско­го), Ле­нингр. конс. (1929), ма­те­ма­тич. ф-т ЛГУ (1938), пре­по­да­вал ма­те­ма­ти­ку в ве­чер­них шко­лах и тех­ни­ку­мах. В 1920–30-х гг. был бли­зок с чле­на­ми груп­пы ОБЭРИУ А. И. Вве­ден­ским и Д. И. Харм­сом; спас их ар­хи­вы во вре­мя бло­ка­ды. Ре­лиг.-фи­лос. тео­рия по­зна­ния, раз­ра­ба­ты­вав­шая­ся Д. с кон. 1920-х – нач. 1930-х гг., во мно­гом со­звуч­на фи­ло­со­фии С. Кьер­ке­го­ра: де­тер­ми­низ­му «ра­зу­ма, пад­ше­го в Ада­ме» Д. про­ти­во­пос­тав­лял аб­со­лют­ную субъ­ек­тив­ность ис­ти­ны в ак­те ве­ры, тре­бую­щем «опус­то­ше­ния се­бя», от­ка­за от «са­мо­сти». В бо­го­слов­ско-фи­лос. со­чи­не­ни­ях 1960–70-х гг., на­пи­сан­ных в рус­ле про­тес­тант­ской тра­ди­ции, Д. «сво­бо­де вы­бо­ра» (как свое­воль­но­го дей­ст­вия в пре­де­лах соб­ст­вен­но­го «я») про­ти­во­пос­та­вил «вы­бор не­вы­бо­ра», от­кры­ваю­щий путь для про­яв­ле­ния в че­ло­ве­ке Бо­же­ст­вен­ной во­ли, или бла­го­да­ти, и ве­ду­щий его к «аб­со­лют­ной сво­бо­де». Ав­тор му­зы­ко­ведч. ра­бот о И. С. Ба­хе, ато­наль­ной му­зы­ке и ли­те­ра­ту­ро­ведч. ис­сле­до­ва­ний о «чи­на­рях»-обэ­риу­тах. Об­шир­ный ар­хив Д. не опуб­ли­ко­ван, хра­нит­ся в РНБ.

Соч.: Вбли­зи вест­ни­ков. [Ва­шинг­тон], 1988; Днев­ни­ки [1928–1962] / Сост., под­гот. тек­ста, прим. Л. С. Дру­ски­ной. СПб., 1999; Звез­да бес­смыс­ли­цы [и др. соч.] // «…Сбо­ри­ще дру­зей, ос­тав­лен­ных судь­бою». М., 2000. Т. 2; Пе­ред при­над­леж­но­стя­ми че­го-ли­бо: днев­ни­ки 1963–1979. СПб., 2001; Ле­ст­ни­ца Иа­ко­ва: Эс­се, трак­та­ты, пись­ма. СПб., 2004; О ри­то­ри­че­ских прие­мах в му­зы­ке И. С. Ба­ха. СПб., 2005.

Вернуться к началу