ГУНСУ́НЬ ЛУН
-
Рубрика: Философия
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ГУНСУ́НЬ ЛУН, Гунсунь Лун-цзы, Цзы-бин (сер. 4 в. до н. э., царство Чжао, ныне пров. Шаньси – сер. 3 в. до н. э.), кит. философ, ведущий представитель школы имён (мин цзя) и традиции бянь (эристики, «диалектики», «софистики»). Из сочинений Г. Л. сохранилось неск. текстов в форме диалогов и серии дефиниций, составляющих 5 из 6 глав трактата «Гунсунь Лун-цзы» (рус. пер. глав 2, 3, 4 в кн. «Древнекитайская философия», т. 2, 1973, с. 59–65). В «Чжуан-цзы» (гл. 33) и «Ле-цзы» (гл. 4) Г. Л. приписывается ряд афоризмов, часть которых подобна апориям Зенона Элейского: «В стремительном [полёте] стрелы есть момент отсутствия и движения, и остановки»; «Если от палки [длиной] в один чи ежедневно отнимать половину, это не завершится и через 10000 поколений». Г. Л. одним из первых в Китае попытался построить семантич. теорию, соединяющую логику и грамматику и призванную «правильным [употреблением] имён (мин) и реалий (ши) преобразить Поднебесную» (гл. 1). Будучи пацифистом и сторонником «объединяющей любви» (цзянь ай), Г. Л. рассчитывал путём обсуждения и доказательного убеждения предотвращать воен. конфликты.
Мир, по Г. Л., состоит из отд. вещей, которым присущи независимые разнородные качества, воспринимаемые разл. органами чувств и синтезируемые духом (шэнь). То, что делает вещь таковой, есть её существование в качестве конкретной реалии, которая должна быть однозначно наименована. Провозглашённый ещё Конфуцием идеал «правильного [употребления] имён» (чжэн мин), т. е. однозначного соответствия имён и реалий, обусловил появление знаменитого тезиса Г. Л.: «Белая лошадь не есть лошадь», выражающего различие имён «белая лошадь» и «лошадь». Г. Л. рассматривал знаки так же натуралистически, как и представляемые ими объекты, что отражает его истолкование парадокса Хуй Ши «У петуха три ноги», указывающее на две физич. ноги и слово «нога».
Проблему референции Г. Л. решал с помощью наиболее оригинальной в его системе категории чжи («палец», номинативное указание), смысл которой раскрывался им в парадоксальных характеристиках: мир как множество вещей подлежит чжи, поскольку любая вещь доступна номинативному указанию, но этого нельзя сказать о мире как едином целом (Поднебесной); определяя вещи, чжи в то же время определяются ими, ибо не существуют без них и т. д. Исследование трактата Г. Л. с помощью совр. логич. аппарата выявляет важнейшие особенности познават. методологии др.-кит. философии.