ВИДЖНЯ́НАБХИ́КШУ
-
Рубрика: Философия
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ВИДЖНЯ́НАБХИ́КШУ, инд. философ-аскет 16 в., создатель синтетич. системы, соединившей йогу с идеями неадвайтистской веданты, санкхьи и др. школ. Автор не менее 16 сочинений. В «Йога-варттике» («Разъяснении йоги») – детальном комментарии к «Йога-бхашье» Вьясы – йога рассматривается как универсальное учение, содержащее в себе все остальные системы и путь достижения «освобождения». Пройдя этот путь до конца, духовное начало (Пуруша) возвращается к своему исконному состоянию чистого сознания. То, что ведантисты считают высшим уровнем медитации, у В. есть лишь предварит. ступень. Он предлагает новую трактовку йогич. положений тела (асан) и контроля над дыханием (пранаяма). По учению В., в начале каждого мирового цикла три гуны, составляющие первоматерию (пракрити), выводятся из равновесия не спонтанно (как считалось в классич. санкхье), а по воле Бога (Ишвары). Созерцание йогином Ишвары и поклонение ему не заменяют, однако, его работы над собой. В «Санкхья-правачана-бхашье» («Комментарии к изложению санкхьи») он подвергает резкой критике адвайта-веданту Шанкары и пытается привести к гармонии доктрины санкхьи и веданты. В итоговом соч. «Йогасара-санграха» («Резюме сути йоги») популяризируется соединение йоги и веданты.