Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ВИДЖНЯ́НАБХИ́КШУ

  • рубрика

    Рубрика: Философия

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 5. Москва, 2006, стр. 265

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: В. К. Шохин

ВИДЖНЯ́НАБХИ́КШУ, инд. фи­ло­соф-ас­кет 16 в., соз­да­тель син­те­тич. сис­те­мы, со­еди­нив­шей йо­гу с идея­ми не­ад­вай­тист­ской ве­дан­ты, санкхьи и др. школ. Ав­тор не ме­нее 16 со­чи­не­ний. В «Йо­га-вар­тти­ке» («Разъ­яс­не­нии йо­ги») – де­таль­ном ком­мен­та­рии к «Йо­га-бха­шье» Вья­сы – йо­га рас­смат­ри­ва­ет­ся как уни­вер­саль­ное уче­ние, со­дер­жа­щее в се­бе все ос­таль­ные сис­те­мы и путь дос­ти­же­ния «ос­во­бо­ж­де­ния». Прой­дя этот путь до кон­ца, ду­хов­ное на­ча­ло (Пу­ру­ша) воз­вра­ща­ет­ся к сво­ему ис­кон­но­му со­стоя­нию чис­то­го соз­на­ния. То, что ве­дан­ти­сты счи­та­ют выс­шим уров­нем ме­ди­та­ции, у В. есть лишь пред­ва­рит. сту­пень. Он пред­ла­га­ет но­вую трак­тов­ку йо­гич. по­ло­же­ний те­ла (асан) и кон­тро­ля над ды­ха­ни­ем (пра­ная­ма). По уче­нию В., в на­ча­ле ка­ж­до­го ми­ро­во­го цик­ла три гу­ны, со­став­ляю­щие пер­во­ма­те­рию (пра­к­ри­ти), вы­во­дят­ся из рав­но­ве­сия не спон­тан­но (как счи­та­лось в клас­сич. санкхье), а по во­ле Бо­га (Иш­ва­ры). Со­зер­ца­ние йо­ги­ном Иш­ва­ры и по­кло­не­ние ему не за­ме­ня­ют, од­на­ко, его ра­бо­ты над со­бой. В «Санкхья-пра­ва­ча­на-бха­шье» («Ком­мен­та­рии к из­ло­же­нию санкхьи») он под­вер­га­ет рез­кой кри­ти­ке ад­вай­та-ве­дан­ту Шан­ка­ры и пы­та­ет­ся при­вес­ти к гар­мо­нии док­три­ны санкхьи и ве­дан­ты. В ито­го­вом соч. «Йо­га­са­ра-сан­гра­ха» («Ре­зю­ме су­ти йо­ги») по­пу­ля­ри­зи­ру­ет­ся со­еди­не­ние йо­ги и ве­дан­ты.

Лит.: Sinha J. The Philosophy of Vijn̅а̅nab­hikşu. Calcutta, 1976.

Вернуться к началу