БОЭ́ЦИЙ ДАКИ́ЙСКИЙ
-
Рубрика: Философия
-
Скопировать библиографическую ссылку:
БОЭ́ЦИЙ ДАКИ́ЙСКИЙ (Датский) (Boethius Dacus, de Dacia) (ум. ок. 1280), ср.- век. философ, монах-доминиканец; представитель аверроизма. С сер. 1260-х гг. преподавал на ф-те искусств (филос. ф-те) Парижского ун-та. Автор сочинений «Способы обозначения» («Modi significandi»), «О вечности мира» («De aeternitate mundi»), «О высшем благе» («De summo bono») и др., а также ряда комментариев к трактатам Аристотеля.
В творчестве Б. Д. отчётливо прослеживается рационалистич. тенденция и стремление к разграничению сфер теологии и философии. Человеческий разум, по Б. Д., способен достичь знания о мире и естеств. порядке вещей филос. методами и без помощи божественного Откровения; если учёный при этом приходит к выводам, противоречащим осн. догматам христианства (таким, как личное бессмертие, Сотворение мира и т. д.), он не должен согласовывать их с теологией. Религия и теология истинны в собств. сфере – в области вероучения: теолог, исходя из «сверхъестественных причин и начал» и опираясь на веру и Откровение, может отрицать те выводы, к которым приходит учёный, не прибегая при этом к рациональным методам исследования. Наука таким образом полностью отделяется от религии, и каждая из них функционирует автономно.
Антропология и этика Б. Д. носят сугубо натуралистич. характер. Высшее благо может быть достигнуто человеком уже в земной жизни – это филос. познание и добродетельная жизнь, путь к которой лежит через философию: идеал человека – философ, который живёт, сообразуясь с «естественным порядком вещей», в силу чего «исполнен моральных добродетелей и никогда не грешит».
Учение Б. Д. неоднократно критиковалось его современниками, а отдельные его положения вошли в список тезисов, осуждённых спец. эдиктами парижского епископа С. Тампье в 1270 и 1277.