Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

БОЭ́ЦИЙ ДАКИ́ЙСКИЙ

  • рубрика

    Рубрика: Философия

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 4. Москва, 2006, стр. 111

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. В. Апполонов

БОЭ́ЦИЙ ДАКИ́ЙСКИЙ (Дат­ский) (Boe­thius Dacus, de Dacia) (ум. ок. 1280), ср.- век. фи­ло­соф, мо­нах-до­ми­ни­ка­нец; пред­ста­ви­тель авер­ро­из­ма. С сер. 1260-х гг. пре­по­да­вал на ф-те ис­кусств (фи­лос. ф-те) Па­риж­ско­го ун-та. Ав­тор со­чи­не­ний «Спо­со­бы обо­зна­че­ния» («Modi signi­fi­candi»), «О веч­но­сти ми­ра» («De aeter­nitate mundi»), «О выс­шем бла­ге» («De summo bono») и др., а так­же ря­да ком­мен­та­ри­ев к трак­та­там Ари­сто­те­ля.

В твор­че­ст­ве Б. Д. от­чёт­ли­во про­сле­жи­ва­ет­ся ра­цио­на­ли­стич. тен­ден­ция и стрем­ле­ние к раз­гра­ни­че­нию сфер тео­ло­гии и фи­ло­со­фии. Че­ло­ве­че­ский ра­зум, по Б. Д., спо­со­бен дос­тичь зна­ния о ми­ре и ес­теств. по­ряд­ке ве­щей фи­лос. ме­то­да­ми и без по­мо­щи бо­же­ст­вен­но­го От­кро­ве­ния; ес­ли учё­ный при этом при­хо­дит к вы­во­дам, про­ти­во­ре­ча­щим осн. дог­ма­там хри­сти­ан­ст­ва (та­ким, как лич­ное бес­смер­тие, Со­тво­ре­ние ми­ра и т. д.), он не дол­жен со­гла­со­вы­вать их с тео­логи­ей. Ре­ли­гия и тео­ло­гия ис­тин­ны в собств. сфе­ре – в об­лас­ти ве­ро­уче­ния: тео­лог, ис­хо­дя из «сверхъ­ес­те­ст­вен­ных при­чин и на­чал» и опи­ра­ясь на ве­ру и От­кро­ве­ние, мо­жет от­ри­цать те вы­во­ды, к ко­то­рым при­хо­дит учё­ный, не при­бе­гая при этом к ра­цио­наль­ным ме­то­дам ис­сле­до­ва­ния. Нау­ка та­ким об­ра­зом пол­но­стью от­де­ля­ет­ся от ре­ли­гии, и ка­ж­дая из них функ­цио­ни­ру­ет ав­то­ном­но.

Ан­тро­по­ло­гия и эти­ка Б. Д. но­сят су­гу­бо на­ту­ра­ли­стич. ха­рак­тер. Выс­шее бла­го мо­жет быть дос­тиг­ну­то че­ло­ве­ком уже в зем­ной жиз­ни – это фи­лос. по­зна­ние и доб­ро­де­тель­ная жизнь, путь к ко­то­рой ле­жит че­рез фи­ло­со­фию: иде­ал че­ло­ве­ка – фи­ло­соф, ко­то­рый жи­вёт, со­об­ра­зу­ясь с «ес­те­ст­вен­ным по­ряд­ком ве­щей», в си­лу че­го «ис­пол­нен мо­раль­ных доб­ро­де­те­лей и ни­ко­гда не гре­шит».

Уче­ние Б. Д. не­од­но­крат­но кри­ти­ко­ва­лось его со­вре­мен­ни­ка­ми, а от­дель­ные его по­ло­же­ния во­шли в спи­сок те­зи­сов, осу­ж­дён­ных спец. эдик­та­ми па­риж­ско­го епи­ско­па С. Там­пье в 1270 и 1277.

Соч.: Opera. Hauniae, 1972–1974. Vol. 1–2; Соч. М., 2001.

Вернуться к началу