Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

АПОСТЕРИО́РИ И АПРИО́РИ

  • рубрика

    Рубрика: Философия

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 2. Москва, 2005, стр. 120

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




АПОСТЕРИО́РИ И АПРИО́РИ (лат. a pos­te­ri­ori – из по­сле­дую­ще­го, a pri­ori – из пред­ше­ст­вую­ще­го), фи­лос. по­ня­тия, обо­зна­чаю­щие со­от­вет­ст­вен­но зна­ние, по­лу­чае­мое из опы­та, и зна­ние, пред­ше­ст­вую­щее опы­ту и не­за­ви­си­мое от не­го. Клас­сич. ра­цио­на­лизм Но­во­го вре­ме­ни (Р. Де­карт, Г. В. Лейб­ниц) был свя­зан с ап­рио­риз­мом – уче­ни­ем о все­общ­но­сти и не­об­хо­ди­мо­сти са­мо­оче­вид­ных ис­тин ра­зу­ма, про­ти­во­пос­тав­ляв­ших­ся слу­чай­ным (фак­ту­аль­ным) ис­ти­нам опы­та. И. Кант по­ла­гал ап­ри­ор­ной фор­му ор­га­ни­за­ции зна­ния, ко­то­рая на­пол­ня­ет­ся опыт­ным со­дер­жа­ни­ем, обес­пе­чи­вая уни­вер­саль­ность и не­об­хо­ди­мость на­уч. зна­ния. В даль­ней­шем раз­ви­тии фи­ло­со­фии нау­ки сло­жи­лась т. н. функ­цио­наль­ная или праг­ма­ти­че­ская кон­цеп­ция ап­ри­ор­но­сти, ко­то­рая ста­ла ис­тол­ко­вы­вать­ся как чис­то ме­то­до­ло­гическая за­ви­си­мость опыт­но­го зна­ния от ис­ход­ных теоре­тических прин­ци­пов (по­сту­ла­тов, кон­вен­ций, тра­ди­ций, «па­ра­дигм» и т. п.).

Вернуться к началу